Джотиприя (Часть 3)

Джотиприя

Перевод с английского Н. Потёмкиной 

Джотиприя – в библиотеке Культурного Центра «Восток-Запад», Лос-Анджелес, США.

Джотиприя – в библиотеке Культурного Центра «Восток-Запад», Лос-Анджелес, США.

(Окончание)

III

“Для тебя, осознавшей свою душу и обратившейся к интегральной йоге, оказание помощи другим — наилучший способ помочь самой себе. Если ты будешь по-настоящему искренней, то вскоре обнаружишь, что каждая из их неудач является верным признаком соответствующего дефекта в тебе, доказательством того, что что-то в тебе недостаточно совершенно, чтобы быть всемогущей”.

Мать, декабрь 1955 г.

Культурный Центр «Восток-Запад» был расположен в той части Лос-Анджелеса, где бетонные улицы полнились рёвом транслируемой по радио рок-музыки и запахом поджаривающегося на барбекю мяса. Но когда вы входили в Центр, основанный Джотиприей, вы будто попадали в совершенно иной мир. C порога вас встречали радостные цветы и фотография улыбающейся Матери, увенчанная Её высказыванием: “Служите Истине”. Вверх по лестнице, в библиотеке, было ещё больше цветов, лёгкий аромат благовоний и огромный, будто излучающий свет портрет Шри Ауробиндо. Комнаты наполняли звуки санскритских мантр, стеллажи духовной литературы, фотографии Тагора и великих святых Индии. А кроме всего прочего, там всегда присутствовала Джотиприя со своей очаровательной улыбкой и простёртыми вам навстречу руками, приглашая вас войти. Тридцать лет, отданных духовным искателям, каждый из которых хранит этот образ Джотиприи, неизгладимо запечатлённым в своей душе.

Верная своей скромной натуре, Джотиприя хранила это драгоценное послание Матери от 1955 г. в рамке в тихом углу своего кабинета. Никогда ими не хвастаясь и не требуя от других заранее в них поверить, она расценивала эти слова Матери не как похвалу, а как призыв. На её взгляд, того, что она делала, всегда было недостаточно, чтобы проявить Час Бога и великое видение Шри Ауробиндо Божественной Супраментальной Жизни на Земле. Она слишком принижала свои достоинства, чтобы признавать, как много людей на Западе благодаря её работе любви узнали и оценили духовный свет Индии. Она также не упоминала о трудностях этой работы на каждом этапе пути. Если бы вы спросили её о последующих после возвращения из Индии годах её жизни, она бы перевела разговор на плод своей преданности – Культурный Центр «Восток-Запад» – и на множество озарённых душ, которые помогали ему расти и процветать. В истории Культурного Центра Восток-Запад присутствуют как семена современного духовного расцвета Америки, так и летопись последних тридцати лет жизни Джотиприи.

Шри Ауробиндо предвидел важную роль Соединённых Штатов во всемирном духовном пробуждении, а Мать однажды заметила, что «американский народ отличается своим энтузиазмом и устремлённостью в будущее». Когда Джотиприя только что вернулась в Америку в апреле 1950-го, истина этих слов Матери тут же подтвердилась. Трёхлетнее пребывание Джоти в Индии не ослабило её сети контактов, и в течение 48-ми часов после её вступления на калифорнийский берег к ней начали непрерывным потоком поступать приглашения на проведение встреч и лекций. Плывя из Индии в Америку, корабль Джоти сделал остановку на Гавайях, дав ей шанс встретиться с её старым другом по Бенаресу, профессором Гавайского университета Чарльзом Муром, и обсудить с ним результаты проведённой в 1949 году по его инициативе конференции философов «Восток – Запад», на которой присутствовали многие выдающиеся личности, включая дзэн-буддиста Судзуки. Из их бесед Джотиприя почерпнула то, как можно наиболее лёгким способом донести идеи Шри Ауробиндо до западного ума. Но по возвращении в Америку у нее было очень мало времени, чтобы заранее подготовить свои выступления. График её выступлений был «укомплектован», и, как она писала секретарю Ашрама Шри Ауробиндо, Нолини Канта Гупте: «Пытаюсь составить нечто вроде расписания, но, по-видимому, кто-то или что-то ещё планирует всё раньше меня, поэтому я принимаю звонки с приглашениями провести лекции так, как они поступают… Кажется, мне предначертано делать публичные выступления для Божественного». В свою первую неделю Джотиприя выступила перед восторженной аудиторией численностью в 80 человек, которые ещё целых два часа не отпускали её после лекции, задавая вопросы на выходе из зала. На следующей неделе она провела девять выступлений, а затем выступила перед церковной общиной, состоящей из 1000 человек! Результатом следующего публичного выступления стало письмо с почтительным приветствием, обращённым к «Риши Шри Ауробиндо», подписанное более чем 90 американскими искателями. Соединённые Штаты жаждали «неподцензурной правды об Индии», а Лос-Анджелес – место, где Джотиприя осела – по её словам, «просто кишел интересующимися о Шри Ауробиндо». Вскоре Джоти попросили провести подобный курс лекций в Сан-Франциско, где она получила восторженный приём в Стэндфордском университете. Начиная с этого момента она делила свою энергию между двумя городами, расположенными на расстоянии восьмиста километров друг от друга.

Но было у Джотиприи время на подготовку этих выступлений или нет, казалось, это не имело значения, поскольку, как только она представала перед аудиторией, она чувствовала себя «направляемой другой силой» — силой, которая наделяла её «большей лёгкостью речи», нежели та, которой она обладала в действительности. Эта сила, которая нисходила огромными «завихрениями» из пространства над головой, заставляла «всё тело вибрировать» и вынуждала её «говорить». В эти периоды она ощущала вокруг себя атмосферу Ашрама и совершенно отчётливо чувствовала живое присутствие Матери. Почти после каждой лекции она получала приглашение на следующее выступление.

В 1951 году Джотиприя приняла своё назначение профессором индийской религии и философии в только что организованной в Сан-Франциско американской Академии по Изучению Азии – в то самое учебное учреждение, в котором работали Фредерик Шпигельберг и Харидас Чаудхари, а позднее будет преподавать Дилип Кумар Рой. Сама — вечная студентка, Джотиприя быстро нашла взаимопонимание со своими студентами и заслужила их доверие. Выпускники будут без конца повторять директору по учебной части Шпигельбергу о её «выдающихся обучающих способностях и о том, каким образом она понимала, как сделать каждое занятие интересным». На Летнем Международном Симпозиуме по Индии, организованном университетом Сан-Франциско в 1952 г., её обучающие методы были оценены как «исключительно эффективные». В своей профессиональной деятельности, как и в своих частных встречах с «друзьями по духу», проводимых ею у себя дома, Джотиприя при каждой удобной возможности старалась «метать бисер Шри Ауробиндо», поскольку, как она написала Матери: «Вы должны знать, как счастлива я иметь что-то столь подлинное, чтобы предложить это тем, кто ищет истину…. Я просто обязана поделиться своим огромным счастьем и благословением с другими».

Этот открытый и восторженный настрой в Америке внезапно угас с началом Корейской войны. Потери среди американских солдат, воюющих на чужой земле, нарастали день ото дня, и существующая до этого заинтересованность нации в развитии отношений с соседями по планете застыла и переросла в жёсткую изоляционистскую политику. Внешняя политика Индии вызывала подозрения, а безумный страх тотального истребления превратил материализм в спасителя Америки тех дней. В одном из писем Нолини Джотиприя описывала, как «нарастали эгоизм и страх, и невероятных размеров достигало накопительство материальных ценностей и недвижимости». Именно в этой атмосфере подозрительности – где «те, кто интересуется духовными вещами, находятся в подавляющем меньшинстве» — и зарождался Культурный Центр «Восток-Запад». Лишь недавно «оперившаяся» американская Академия по Изучению Азии балансировала между финансовыми нуждами и дипломатией. Пользуясь тактичным описанием Джотиприи, «отсутствие средств для оплаты работы преподавателей создало необходимость» для неё в поиске работы где-либо ещё. И то, что казалось поначалу неясным и даже бедственным поворотом событий, стало для Джотиприи импульсом к организации религиозного учреждения, в котором она могла бы обучать Йоге Шри Ауробиндо и Матери безо всяких ограничений.

Первое помещение Культурного Центра «Восток-Запад» – Каталина, д. 136 – 1953 г.

Первое помещение Культурного Центра «Восток-Запад», о. Каталина, д. 136, 1953 г.

Культурный Центр «Восток-Запад» был открыт 1-го мая 1953 г., за несколько дней до 51-летия Джотиприи, в маленькой комнате в доме одного из её лос-анджелесских друзей. В соответствии с обстоятельствами того времени, цели, заявленные в его первом рекламном буклете были «широкие и несектантские – Восток встречается с Западом в культурном взаимодействии, направленном на достижение большего всемирного единства… в области гуманитарных наук и философии». Центр предлагал языковые классы по изучению санскрита, греческого, а также языков пали и хиндустани; занятия по культуре, искусству, истории и религии Индии; изучение сравнительного религиоведения, а также священных текстов и жизнеописания великих святых всех времён; группы по изучению «Савитри», «Жизни Божественной» и Йоги Шри Ауробиндо и Матери. В нём предоставлялась возможность для курируемых индивидуальных исследований, а ещё для публики всегда была открыта «Восточная Библиотека» Джотиприи. В продаже имелись книги по многим йогическим направлениям Индии. В 1953 г. при Культурном Центре Восток-Запад была также открыта школа для творчески одарённых детей в возрасте от 2 до 12 лет. Эта школа обещала «привить высокие идеалы, сформировать эстетические привычки и развить усердие и прилежание» и предлагала классы по новой математике, обучению чтению на основе фонетической методики, истории, географии, науке, искусству, музыке, игре на фортепиано и печатанию на машинке. Все занятия Культурного Центра Восток-Запад – как для взрослых, так и для детей – были организованы и проводились исключительно самой Джотиприей. В одиночку и без какой-либо финансовой поддержки, которая бы давала ей возможность оставлять себе скромные гонорары, получаемые за преподавательскую работу, она продвигала начинание.

Те трудности, с которыми Джотиприи приходилось сталкиваться, можно вскользь увидеть из её писем, написанных спустя десятилетие в Ашрам, её другу Притви Сингху. Только в 1960 году она смогла написать: «Отношение ко всему, что касается Индии, безусловно, улучшается. Исчезает предубеждённость, поэтому я могу быть более открытой и откровенной в отношении того, что меня действительно волнует». Тем не менее, в 1962 году она напишет: «Мы сегодня из Нью-Йорка получили известия о Пурани… Этот одинокий лекционный тур по Штатам нелёгкая задача в материалистически настроенной Америке. Вам нужно было бы предварительно отобрать подготовленную аудиторию, чтобы иметь на лекциях реальный отклик». Но если где-то и появлялись люди, которым удавалось растопить лёд скептицизма американской аудитории, то они принадлежали, с одной стороны, вечно находящемуся в движении А.Б. Пурани, а с другой стороны, — Джотиприи. Всего несколько человек обладали её «широкими духовными горизонтами»… этими воспоминаниями, «приправленными редкостным юмором» и «лучшим мнением и о Востоке, и о Западе»… её «скорее сочувственным, нежели критическим» взглядом на вещи… и этой преданностью, подсказанной любовью к человечеству» — если цитировать очень подходящее ей описание, распространяемое группой, носившей название Нью Эйдж Квесторс, которая часто спонсировала выступления Джоти на тему «Мой Поиск Универсальности». У Джотиприи был дар притягивать к себе людей и настоящее мастерство в проведении мероприятий, достойных посещения, а также событий, освещаемых масс-медиа. Цикл её лекций под названием «Открытый Дом», рассказывающий об индийском искусстве, получил превосходное освещение в прессе благодаря удачному стечению обстоятельств. Дорогостоящая реклама Центра на радио не стоила ей ничего после того, как местная радиостанция взяла у Джотиприи интервью о лекционном туре под названием «Индия и Мир», который её попросили провести для некоммерческой группы Обучение за Рубежом.

И Центр рос. Разрастаясь из одной маленькой комнаты… до всех комнат в доме её друга… затем, уже в следующем году, до арендуемого зала…, а в День Благодарения 1955 г. – который в тот год совпал с 24 ноября, Днём Сиддхи Шри Ауробиндо – до своего собственного помещения, когда преданные ученики неожиданно подарили Джотиприи 15.000 долларов, чтобы оплатить авансовый платёж и первый ипотечный взнос на приобретение здания в собственность. Она приняла это великодушное предложение с единственным условием, что это будет ссуда, которую она будет погашать из своего заработка. Первое празднование дня рождения Шри Ауробиндо в этом новом помещении происходило в зале Центра вместимостью в 125 человек. Двадцать молодых людей приняли участие в подготовке потрясающей панорамы богатейшей индийской духовной традиции, представленной ими в спектакле, декламации стихов и танце. Кульминацией программы стала произведшая на всех невероятно сильное впечатление зарисовка из эпической поэмы Шри Ауробиндо «Савитри» — драматическая конфронтация между Савитри, Дочерью Солнца, и Ямой, Повелителем Смерти. Джотиприя писала Матери, что ощущала «чудесное присутствие», когда юные исполнители действующих лиц наизусть произносили свои реплики. Праздничный вечер закончился пением Банде Матарам – духовного индийского гимна – и чтением одной из молитв Матери.

Второе помещение КЦВЗ – Лос-Анджелес, 7-я улица, - 1955г.

Второе помещение КЦВЗ – Лос-Анджелес, 7-я улица, — 1955г.

Школа Культурного Центра «Восток-Запад» тоже процветала, вскоре получив все возможные городские и государственные аттестационные свидетельства. «Особый трюк» Джотиприи, помогающий ей легко разрешать все проблемы – её преданность – а также акцент на развитии в детях «хороших качеств» в результате привели к тому, что этих детей принимали в ведущие колледжи на два года раньше, чем детей из обычных общеобразовательных школ. Ученики Джотиприи из поколения 1953- 1973 г.г. в дальнейшем будут вспоминать года, проведённые ими в Школе Культурного Центра «Восток-Запад», как выпавший им в жизни «прекрасный и уникальный шанс».

4-е помещение КЦВЗ – Лос-Анджелес, 9-я улица, д.2865. Сюда Центр переехал в 1964 г.

4-е помещение КЦВЗ, Лос-Анджелес, 9-я улица, д.2865. Сюда Центр переехал в 1964г.

«Холодная Война Пятидесятых» открыла дорогу «Новому Поколению Щестидесятых» — Нью Эйдж. Повсюду в Америке рос интерес к Йоге. И Джотиприя была тут как тут, готовая взращивать первые побеги, так как начало сбываться предсказание Матери о духовном расцвете Америки. Культурный Центр «Восток-Запад» быстро стал известен как основное место, дающее информацию об Индии, куда начали беспрестанно за ней обращаться. Это было чуть ли не единственное место в Соединённых Штатах, где можно было купить полный ассортимент литературы по многообразным разветвлениям йоги, а также изучить санскрит. И чтобы обеспечить приток новых студентов, Джотиприя выпустила в продажу свои собственные кассетные записи санскритского словаря и мантр. Список почтовых рассылок Центра расширялся, его репутация росла. В нём был представлен целый диапазон разнообразных видов деятельности, во главе угла которых стояла духовная тематика.

Ученики частной школы Джотиприи – 1960-е.

Ученики школы Джотиприи, 1960-е.

Посетителей Центра приглашали на индийские завтраки, обеды и чай… показывали фильмы о восточных странах… устраивали чтения отрывков из индийской классической литературы… вечера индийского танца. Множество раз слушатели погружались в очарование переплетения звуков раги и сарода, а иногда стены резонировали с устремлением баджанов, исполняемых на фисгармонии, ввысь, прямо к Божественному. Центральное место во всём этом занимала Джотиприя, в духе преданности поющая своим мелодичным голосом шлоки, выученные ею у ног пандита Капали Шастри в те драгоценные дни, которые она провела в Ашраме Шри Ауробиндо. В процессе всей этой деятельности начала складываться духовная община.

Вскоре серьёзно настроенные молодые искатели, с «благоговейным приятием» относящиеся к учению Шри Ауробиндо и Матери, начали работать и жить в Центре, разделять внутреннюю жизнь его духовного сердца – Ашрама Джоти, существующего для тех, «кто любит и ведёт к свету, излучающему Истину». Динамичная, полная энергии личность Свами Шидананды – который внёс «чудесный вклад» в празднование в Центре 82-летнего “Bonne Fete” (франц. день рождения – прим. пер.) Матери – привлекла ещё больше ищущих в Культурный Центр «Восток-Запад». Центр осветили своим присутствие досточтимые друзья и именитые особы из Индии, такие как Свами Рамдас и Мать Кришнабаи, Его Святейшество Джагадгуру Шанкарачарья из Пури, В.К.Гокак и Индира Деви. Воскресные выступления перед аудиторией Центра стали как бы отправной точкой для святых людей, прибывающих с Востока в Соединённые Штаты. В свою очередь, индийские гуру часто посылали своих американских учеников проведать Джотиприю и «извлечь из этого для себя духовную пользу». Такие Свами как Муктананда, Сатчитананда и Вишудевананда – которые помогли многим молодым американцам найти духовный свет – все вначале были гостями Культурного Центра Восток-Запад. Анандамайи Ма писала, что была «очень рада» услышать, о деятельности Джотиприи. А как-то раз Джоти получила такое послание из Ришикеша:

Обожаемое высшее Я,

…Я невероятно восхищаюсь той серьёзной работой, которую ты тихо и незаметно выполняешь во имя духовного блага человечества. Это действенная Йога. Вся Америка будет благодарна тебе за это.

С наилучшими пожеланиями, Прем, и Ом

Твоё Собственное высшее Я,

Свами Шивананда

Но если кто-то пытался хвалить Джотиприю за рост и развитие Центра, она тут же переадресовывала похвалу Матери, «Её духовной поддержке и энергии», как той силе, которая заставляла всё продвигаться вперёд, невзирая на множество возникающих то и дело преград и препятствий. Она писала Притви Сингху: «Я знаю, что Её помощь присутствует здесь всегда, потому что всё время происходит множество невероятных вещей и благодеяний». Из этой категории как «невероятных вещей», так и «благодеяний» была ситуация, сложившаяся после крупного землетрясения в Лос-Анджелесе, когда Джотиприя ломала голову над тем, как оплатить восстановительные работы в Центре после ущерба, нанесённого ему подземными толчками. На следующее после землетрясения утро появился ремонтный рабочий, который сказал, что пришёл ремонтировать здание. После того как всё отремонтировал, он ушёл так же внезапно, как и появился, отказавшись от какой-либо оплаты за свою работу. Потом была ещё история о том, как Культурный Центр Восток-Запад переехал в новое помещение – огромное здание с семью деревьями, предсказание о котором сделал тот йог из 1947 года. Правительство Соединённых Штатов, постоянно пересматривающее стандарты зданий, подходящих для образовательных целей, однажды проинформировало Джотиприю о том, что она должна в течение 90-а дней перенести всю деятельность своего Центра в помещение большего размера с прилегающей к нему парковкой для автомобилей – иначе их закроют! Понадобилось полтора года поисков подходящей недвижимости и судебных разбирательств, пока Центр, наконец, не обосновался в новом удобном помещении. И Джотиприя, вынужденная трижды предстать перед судьёй с цветами Благословения Матери в руках, глубоко в своём сердце точно знала, кто спас плоды всех её усилий от полного краха.

Это были годы, когда, несмотря на всё продвижение вперёд, постоянным рефреном Джотиприи стала строка из поэмы Шри Ауробиндо «Савитри» -«Его единственной силой была безграничная самоотдача». В 1960 году, когда Правительство Соединённых Штатов наконец присвоило Культурному Центру Восток-Запад статус необлагаемого налогом некоммерческого образовательного учреждения, Джотиприя написала Притви Сингху: «Я чувствую, что недалеко то время, когда я вновь увижусь с Матерью лицом к лицу. Теперь, после того как Центр оплатил ужасающие долги и урегулировал вопрос с налогами, нам будет гораздо легче, но в настоящее время нам всё ещё нужно очень упорно трудиться, чтобы оплачивать все счета». Как она написала Матери: «Большинству людей в Индии трудно понять, какая дорогая жизнь здесь, в Америке. Стандарты, предъявляемые к образовательному центру очень высоки и суровы. Мы должны иметь новейшее газовое оборудование, электрические приборы и т.д. и т.п., иначе мы потеряем лицензию». Джотиприи пришлось ждать до 1967 года, пока не состоялся этот драгоценнийший для неё физический Даршан. И только в 1977 году – когда ей исполнилось 77 лет – она сможет полностью оплатить все долги Центра. В течение всех этих трудных лет финансовых неурядиц и режима строгой экономии ни одного из посетителей центра не вынуждали делать пожертвования, тогда как сама Джотиприя постоянно посылала в своих письмах к Матери подношения для Её работы.

Джотиприя в КЦВЗ на 9-й улице – 1965 г.

Джотиприя в КЦВЗ на 9-й улице – 1965 г.

Трудности, возникавшие в период роста Центра, были не только финансовыми. Никогда не бывшая замужем, Джотиприя, как «одинокая женщина» в Америке, часто попадала в недвусмысленные ситуации, поскольку её работа состояла в том, чтобы собирать вокруг себя людей. К тому же, её небольшой доход позволял ей жить только в очень небогатых районах города, в самом скромном соседстве. Бездомные со всей округи часто забредали в Центр, путая его с Миссией Армии Спасения и ожидая от Джотиприи «вдоволь еды» и ночлега! Поскольку она в каждом человеке видела хорошее, как и его потенциальную душу внутри, её квота на странных персонажей далеко превосходила долю подобных встреч на жизненном пути любого другого человека. Но никто никогда не отвернулся от неё. Однажды одного из частых посетителей Центра, которого подозревали в неоднократном воровстве, «поймали за руку». И этого человека всего-навсего попросили: «Пожалуйста, больше не крадите». Но нельзя сказать, чтобы Джотиприя не имела в своём характере сильной черты Кали. Если человек оказывался лицемерным, как это случилось с некоторыми мнимыми «святыми», Джотиприя немедленно прерывала с ним всякие отношения и поддержку, поскольку она категорически не терпела лжи — в особенности, когда это приводило к искажению представления о духовном свете Индии. И, тем не менее, хотя она и была прямым и честным человеком, но никогда ни о ком не говорила плохо, даже если ей и был причинён вред. А когда её спрашивали о том, почему она порвала отношения, она просто говорила: «Не могу открыть вам причину, но уверяю вас, что это оправданный шаг». И единственной вещью, которая могла бы ослабить её воодушевление, было не количество раз, когда её надули, а количество человек, которые предпочли истинному духовному свету то, что она называла «духовными феноменами довольно низкого свойства». Тут нужно вскользь упомянуть о том, что Джотиприя поставила перед собой своего рода задачу просвещать американцев в отношении различий между приводящими в восторг, но чаще всего жульническими «психическими феноменами», и истинным «психическим», пользуясь термином, который привнёс Шри Ауробиндо – душой, сознательно развивающейся и обращающейся к Богу, к жизни божественной.

Ани Нуннали и Джотиприя (фото сделано в 1964г.) Ани – нынешний президент КЦВЗ.

Ани Нуннали и Джотиприя (фото сделано в 1964 г.) Ани – нынешний президент КЦВЗ.

Джотиприя делится мудростью Шри Ауробиндо в библиотеке КЦВЗ на 9-й улице – 1970 год.

Джотиприя делится мудростью Шри Ауробиндо в библиотеке КЦВЗ на 9-й улице – 1970 год.

«Доктор Тайберг дома, в библиотеке Центра, делится мудростью и Йогой Шри Ауробиндо и Матери» — так в списке мероприятий Культурного Центра «Восток-Запад», который ежемесячно рассылался сотням подписчиков, гласило хорошо знакомое всем объявление о вечерних сатсангах, проводимых по четвергам. Видя предназначение Центра в том, чтобы «открывать дорогу всеохватной истине», Джотиприя обнаружила, что наилучшим способом сделать это является позволить ему функционировать в виде форума, освещающего различные аспекты духовной жизни. Но она не успокаивалась до тех пор, пока каждый искатель, с которым она входила в контакт, не узнавал о «наивысшем из предлагаемых путей» — «широкой и интегральной» Пурна Йоге Шри Ауробиндо. И поэтому для неё, также как и для множества других искателей всех рас, возрастов и профессий, собиравшихся вокруг неё, вечерние сатсанги по четвергам были самым значимым событием недели, поскольку именно тогда она могла со всей глубиной, невозможной на других мероприятиях, делиться основными положениями учения Девагуру и Деваматы. Она обычно сидела там, в Библиотеке, перед портретом Шри Ауробиндо – со всех сторон от неё книги для беседы – вся в золотом сиянии, готовая огласить видение Шри Ауробиндо славного будущего человечества, или зачитать экспертные указания Матери по путешествию в Будущее. Хотя между людьми, заполняющими, а зачастую и переполняющими Библиотеку в эти часы, царил дух теплоты и товарищества, но их привлекала не просто перспектива провести вечер в приятном обществе, а способность Джотиприи вступать в живой контакт с учением Шри Ауробиндо и Матери, поскольку Джоти, — как заметил один садхак – «ничего не интерпретировала, не наводила тень на плетень и не говорила заученными штампами, но, казалось, была в состоянии так полно отождествиться со Шри Ауробиндо и Матерью, что все начинали чувствовать их присутствие».

Джотиприя всегда говорила, что она больше любит, когда в группе идёт живая дискуссия и задаётся множество вопросов, но частенько все присутствующие в молчании затихали, погружённые в её воспоминания о даршанах Шри Ауробиндо и личных встречах с Матерью. Затем Джотиприя читала наизусть откровения из «Савтири» с вдохновением, которое замечательно подготавливало присутствующих к последующей медитации. Один садхак, пришедший к Джотиприи одним из первых, когда ещё только всё начиналось, и часто только и было народу в комнате, что они вдвоём, вспоминал, как во время медитации он немного приоткрывал глаза, чтобы посмотреть на Джотиприю, и видел её «будто через вуаль», с удивлением наблюдая, как «она превращается в Мать, Шри Ауробиндо и в других великих душ, которых она знала»… как друзья из Ашрама, заехавшие по случаю в Библиотеку, сказали, что «это было единственным местом помимо Ашрама, где они ощущали силу в такой же полноте, что и там»… и что во время медитаций «сила была настолько мощной, что его тело сгибалось под её воздействием». В заключение вечера группа вслед за Джотиприей обычно пела на санскрите мантру Шри Ауробиндо «ОМ Анандамайя», призывая Божественное. И потом, в тишине, после того как смолкали последние звуки этого коллективного пения, Блаженство, Сознание и Истина совершенно явственно воцарялись в аудитории. Абсолютно достоверен тот факт, что кто бы ни провёл в компании с Джотиприей достаточно долгое время, обязательно развивал глубокое и искреннее чувство любви к Шри Ауробиндо и Матери, взращивая в себе на протяжении всех этих недель, ознаменованных «четвергами», «внутреннюю сонастроенность» с Джотиприей и «духовное братство, без слов подразумевающееся между преданными в этой коллективной йоге». Сегодня выпускников «школы преданности» Джотиприи можно найти, проживающими в качестве преданных и садхаков йоги Шри Ауробиндо, по всему Западу, в Ауровиле и в Ашраме. Для бесчисленного количества искателей, прошедших через Культурный Центр «Восток-Запад», Джотиприя была «золотым мостом». Джотиприя однажды написала Матери: «Так странно иметь эти болезни тела и при этом чувствовать себя абсолютно здоровой, энергичной и полной энтузиазма, делая работу для вас». Мать как-то говорила Джотиприи: «Ты так спешила низойти на землю и присоединиться к работе, что очень небрежно отнеслась к выбору своего тела!» Но, несмотря на боль, донимающую её тело всю взрослую жизнь, Джотиприя вплоть до самого конца держалась, «не сдаваясь, бодро и жизнерадостно» – проводя сатсанги, получая профессорские звания (в 1973 г. — Института Стран Востока; в 1975 г. – одного из факультетов Института Годдарда) и до последнего дня своей жизни посвящая учеников в «сокровища мудрости» санскрита. Именно с помощью радости от преподавания она превозмогала боль. Кульминацией её 45-летнего преподавания санскрита и ранних публикаций по санскриту стала книга «Язык Богов», опубликованная в 1970 г., которая, вместе со вступительными статьями, написанными Б.Л. Атрейей и В.К.Гокак, была посвящена Джотиприей «светлой памяти Шри Ауробиндо» — и была признана «смелой», «оригинальной» и «открывающей новые горизонты» работой. В 1972 году Джотиприя в последний раз посетила свой «духовный дом», чтобы принять участие в праздновании в Ашраме Столетия со Дня Рождения Шри Ауробиндо, и испытать милость последнего физического даршана Матери. В 1980 году, после чудесного исцеления от болезни, она написала другу в Ашрам о том, как рада вновь дарованной возможности жить, что позволит ей провести ещё один любимый всеми Пасхальный Фестиваль Цветов, представляющий все духовные значения цветов, данные им Матерью. Она писала: «Я надеюсь, что буду в состоянии провести его точно так же, как проводила в течение 27 лет».

Пасхальный Фестиваль Цветов в КЦВЗ в 1970 г. – Джотиприя и её духовные ученики

Пасхальный Фестиваль Цветов в КЦВЗ в 1970 г. – Джотиприя и её духовные ученики

Один образ Джотиприи надолго останется в памяти всех, кто присутствовал на праздновании дня рождения Матери, проводимом в Культурном Центре «Восток-Запад» за несколько лет до этого, когда Джотиприя попросила группу садхаков и преданных подготовить к прочтению отобранные ею молитвы Матери. Каждый из садхаков наизусть читал по очереди ту молитву, которую Джотиприя с невероятной проницательностью предназначила читать именно ему, исходя из его внутреннего состояния на данный момент. Затем наступил черёд Джотиприи. С сиянием, исходящим от её лица, она начала произносить слова медитации Матери от 31-го марта 1917 г.:

Всякий раз, когда сердце учащённо бьётся от прикосновения Твоего божественного дыхания, кажется, что новая красота рождается на Земле…». В ту же минуту воцарилась атмосфера священного храма. И Джотиприя, улыбаясь, продолжала изливать свою душу:

«Ты осыпал меня Своими милостями, Ты раскрыл мне многие секреты, Ты позволил мне вкусить множество нежданных и негаданных радостей… »

Возможно то, что осветило всё её существо столь удивительным светом, были её воспоминания о переживании, которое она имела в 1956-м, примерно в то же время года. В письме Матери от 8 марта 1956 года Джотиприя в совершенно ином тоне, нежели тот, в котором она писала предыдущие, февральские, письма, написала Матери: «Мне трудно объяснить тебе новый вид переживания, которое я испытала, я могу лишь сказать, что это что-то вроде неожиданного кратковременного осознания присутствия иной реальности вокруг меня с другой вибрацией и с другим звуком. Каждый раз это длится только несколько минут, но происходит довольно часто в разное время суток». Послание Матери о Супраментальной Манифестации достигло Джотиприи два месяца спустя, таким образом воплощая её всегдашнюю нерушимую веру в то, что всё является «прототипом чего-то более прекрасного». Тогда она, будучи не только “petite enfant” (франц. – маленьким ребёнком) Матери, но также и Её другом, послала 4 мая следующую телеграмму Матери:

МАТЬ РАДУЮСЬ СЛАВНОМУ СУПРАМЕНТАЛЬНОМУ РОЖДЕНИЮ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ САМООТДАЧА ПРАНАМЫ С ЛЮБОВЬЮ ДЖОТИПРИЯ

Но по мере того как она продолжала читать молитву в этот день рождения Матери, Джотиприя всё более интенсивно изливала золотой свет, поскольку каждая строка, казалось, содержала теперь для неё более глубокое значение, чем прежде, и в восторженной тишине помещения она продолжала:

«…но никакая милость Твоя не может сравниться с тем, что Ты даруешь мне, когда сердце учащённо бьётся от прикосновения Твоего божественного дыхания… Скажи, даруешь ли ты мне эту волшебную власть зарождать подобный рассвет в томящихся сердцах, пробуждать сознание людей к Твоему незримому присутствию, и в этом пустом и горестном мире пробуждать маленькую частичку Твоего истинного рая? Какое счастье, какие сокровища, какие земные силы могут сравниться с этим чудесным даром?»

И больше уже не осознавая вокруг себя искателей, её собственными усилиями собранных здесь в этот день, Джотиприя закончила молитву Матери с воздетыми вверх руками и обращённым к небу лицом.

Джотиприя закончила молитву Матери с воздетыми вверх руками и обращённым к небу лицом.

Джотиприя покинула своё тело 3-го октября 1980 года в 15ч. 15 мин. Её последняя воля, записанная в завещании, гласила:

«В случае моей смерти я хотела бы, чтобы моё тело было кремировано, а прах развеян среди цветов в радостном саду. Пусть проводимая посмертная служба состоит из медитации, музыки и молитвы о скорейшем возвращении моей души к Божественному для озарения её новой радостью, силой и мудростью, чтобы я вновь могла вернуться и служить Свету».

Нынешний Центр по адресу: Калвер Сити, ул.Маршалла, д.12329

Нынешний Центр по адресу: Калвер Сити, ул.Маршалла, д.12329

12 13
Мать и Шри Ауробиндо

Текст статьи — Мандакини
Подбор фотографий и дизайн — Ани Нуннали

 

Язык публикации: ru

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий