Учение Шри Ауробиндо

Божественная Мать – движущая сила йоги Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо

Божественная Мать

Высшая Реальность – Едина и Неописуема. Но когда она воспринимается в связи с проявленным, Она раскрывает себя как Бытие, Сущее, обладающее верховным Сознанием. Сознание изначально присутствует в нем, оно, по сути, является самой природой Бытия. И это не просто самоосознание; это Сознание, которое сознает как себя, так и всё сущее. Оно исполнено динамизма – это Сила Божественного Бытия. Из беспредельности Бытия, Брахмана, она проявляет мириады Имен и Форм, отмеряет конечные сущности из глубин Бесконечности, формирует Множество из Единства –  Майю. Эта сила есть Шакти, через которую Нераздельное Сознательное Бытие, Единый Пуруша, осуществляет многоуровневое целенаправленное Творение.[5] Она не только воплощает то, что содержится в Бытии Господа, Ишвары, но и продолжает направлять, вести и править тем, что воплотила в жизнь; Она – Ишвари.

Божественное Бытие и Сознание-Сила, Пуруша и Шакти – это не что-то отдельное и различное. Воистину, Сознание-Сила является самим Бытием, проявляющимся в качестве Сознания-Силы. Они являются двумя состояниями одной и той же Божественной Реальности в Ее проявлении. В их взаимодействии присутствует нечто общее, а именно, единство существования в Верховной Истине. Божественное Бытие является Господом, Тем, кто порождает и правит; Его Сознанием-Силой является Она, верховная Шакти, Исполнительница, которая содержит в Себе истину Его созидательного аспекта и осуществляет Его Намерение. Она проявляет; Он – проявляемое. Без Нее – Он остаётся не проявлен; без Него – не существует Её.

Это основополагающая истина, что правит всем Творением во всем разнообразии форм. Неразрывный союз Бытия и Силы, Пуруши и Шакти – это та ось, вокруг которой происходит всё Движение. Всё потенциально существует в Бытии и привносится и вливается в действительность Сознательной Силой, неотъемлемым Могуществом Бытия, Шакти. Именно так это семикратное Существование, которым является нынешнее Творение, было проявлено из Сущности Господа Его Божественной Шакти. Она содержит в себе Истины, которым предстоит проявиться, высвобождает их в Своем созидательном движении и без устали совершенствует их выражение согласно Воле и на основании Указа Верховного Господа; так она действует на каждом уровне Проявления, в каждом элементе Творения.

На поверку оказывается, что вся деятельность и все движения, в конечном итоге, являются элементами и выражением Её Единственного Движения, которое в этой вселенной направлено на осуществление Божественной Воли в Творении, ведя его из изначальной Тьмы Неведения к проявляющему Свету Знания. Это нескончаемый, эпохальный труд, но для Неё это настоятельная необходимость, ибо Она – Созидательница, Мать всего сущего – etad yonīni bhūtani sarvāṇi.[6] Ради осуществления своей цели Она формирует и проявляет ряд Сил, Эманаций и Воплощений себя Самой; Она также проявляет Богов из Бытия Ишвары. Она даже соглашается спуститься в этот мир Неведения, Лжи и Страдания на ключевых рубежах его эволюционного развития, чтобы непосредственным Могуществом Своего Собственного Сознания и Силы осуществить Верховное Намерение. Такой ключевой момент, по словам Шри Ауробиндо, наступил сейчас. Божественная Шакти, которая трудится не покладая рук с самых начал Творения, сейчас физически присутствует на земной сцене, ведя его к его предназначению, чтобы превратить жизнь на земле в расцвет Божественного блаженства.

Она – воплощенная Мать, о которой он возвещает: «Та, которую мы почитаем как Мать, это Божественная Сознательная Сила, что правит всем мирозданием

II

Такова Божественная Созидательница, Верховная Мать всего сущего, которая, по словам Ведических Провидцев, зачинает и наполняет все миры, простирается бесконечно дальше Небес и бесконечно глубже Земли, пронизывает и населяет многоуровневое Существование, Та, благодаря чьей Силе все дышит и живет, Та, чей исток находится в Водах Внутреннего Океана (antaḥ samudre), в глубинах Бесконечности. [7]

Она пребывает в трудах. Будь то в индивидууме или во вселенной, именно эта Пара Шакти, в каждом случае по-разному, действует с присущим ей Знанием и Волей. [8] В своем неведении человек не осознает Её присутствия, пропускает Её указания и следует своим извилистым путём. Для Йогина, который стремится познать истину существования, осуществить божественную цель своего проявления, такую как в этой Йоге (Интегральная Йога Шри Ауробиндо – прим. пер.), совершенно необходимо, чтобы он пробудился к Её присутствию, научился открываться и отдавать себя воздействию Её Силы для осуществления того, что является поистине нечеловеческим трудом.

Ибо, целью этой йоги является не только поиск освобождения от Неведения Природы и обретение свободы Души – первоочередной задачи, которая, хотя и трудна сама по себе, но все же достижима с помощью целенаправленной тапасьи, совершаемой человеком благодаря опыту прошлых духовных достижений человечества. Но это нечто гораздо большее. Это комплексное усилие, выходящее за пределы обычных способностей индивидуума. Это не только путь освобождения, но также и путь совершенствования. Не только душа должна обрести свою свободу в Духе, но также и другие части человеческого существа, вся его инструментальная природа. Все его части, а не только душа божественны по своей сути. Каждая индивидуальная формация эволюционирующего духа в человеке, его душа, его ум, его эмоциональное существо, его жизненный динамизм, его физическая основа и всё, что в нем есть, должно быть в состоянии участвовать в реализациях Йоги, быть возвышено и планомерно трансформировано в Высшую Природу проявляющегося Божества.

Эта работа выходит за пределы отдельно взятого индивида и непосредственно связана с проблемой всей общности людей. Человек живет в обществе, среди других людей и неизбежно подвергается воздействию существующих во вселенной сил и движений. Он не может жить сам по себе, даже если того захочет; ему приходится контактировать с миром в лице отдельных его представителей и реагировать на эти контакты, изливая в ответ своё собственное существо. В процессе этого взаимообмена в его жизнь неизбежно просачивание, если не сказать, вторжение низменных движений из окружающего мира и, как следствие, постоянное ослабление всего, чего бы он ни достиг в своей внутренней жизни. Между двумя этими различными состояниями сознания постоянно существует блокирующее сопротивление. Единственным выходом из этого является тот, который бы примирил притязания индивида с требованиями коллектива, и при котором каждая из сторон вносила бы свой вклад в развитие и совершенствование другой стороны. Он заключается в развитии и воцарении гармонизирующего Начала Знания-Силы, которое будет превосходить все ныне действующие силы земного Существования. Другими словами, необходимо проявить Истину-Свет, Виджняну, следующую неизбежную ступень на лестнице космической эволюции, – Силу Гнозиса, на которую указывают все способности Разума, развитые до настоящего времени, и которая содержит в своем неограниченном Знании ключ к загадкам, сбивающим с толку ограниченный человеческий ум, а также обладает необходимой Силой Воли для воплощения своего Видения. И это Знание-Воля, названная Шри Ауробиндо Супраментальной Силой, присутствует в высших сферах Бытия свыше этого тройственного мира Неведения, как непосредственная формация Божественной Шакти. И, естественно, только Она одна способна проявить эту блистательную Силу Самой Себя во имя торжества Божественного Творения.

III

Рассматривая подробнее вопрос индивидуальности, в чем же заключается природа совершенства, к которой мы стремимся? Совершенство, подразумеваемое в этом Учении, носит интегральный характер. Душа, которая является центром индивидуальной манифестации Божественного, переходит от жизни к жизни, развивая каждый раз определенное направление или несколько направлений потенциальных возможностей, которыми она наделена. Эта искра Божественного растет по мере накопления опыта, ассимилирует его суть и формирует свою собственную индивидуальность; она проявляет свою проекцию, делегированную в Природу, которую мы зовем личностью, конфигурацию силы или ряда сил души внутри. Этой душе предстоит развиться в полный образ Божественности, представителем которой она является в земной эволюции; искре предстоит вырасти в пламя Духа. И личности – носителю души точно также предстоит проявить все возрастающее внутреннее совершенство.

Существует четыре обширных Вселенских Начала, которые стремятся найти своё выражение в развитии человеческой личности. Это – Силы Знания, Могущества, Гармонии и Трудов, четыре аспекта Космического Движения, отображённые в четырехкратной манифестации Вселенского Духа, Вират Пуруши, в Ведах.[9] Человек содержит в себе элементы каждого из них, пусть и в зачаточной форме. В нем есть начало, которое мыслит, стремится знать и понимать, достигает определенного разумения и всегда старается улучшить это знание. Существует также и другое начало, которое совершает усилие воплотить в жизнь это знание, воля и сила осуществления. Оно заявляет о себе тем, что устраняет препятствия и использует свою силу для достижения цели. Существует также и третье, занятое организацией элементов в самом себе: своих мыслей, движений и характерного для него проявления силы своего существа в какой бы то ни было сфере, а также организацией вещей вовне, то есть в том окружении, с которым ему приходится иметь дело. Оно приспосабливается, старается организовать средства, находящиеся в его распоряжении или принадлежащие другим для своего собственного, а также общего блага, и обычно стремится достигнуть баланса и взаимности в отношениях – гармонии.   Есть также и другая часть в нем, которая занята работой, которая направляет энергию на созидание, творчество во внешнем поле жизни. Это – четыре энергии души, которые воплощены в каждом индивидууме. Естественно, они не проявляются в одинаковой мере, одни проявлены больше, другие – меньше. Каждый отдельно взятый человек, в зависимости от врождённых склонностей, выделяется чем-то одним: либо своими способностями к познанию и рациональному мышлению, либо героическим духом и силой воли, либо своей приспособляемостью, организованностью и самообладанием, или же способностями к труду и служению. Чем больше развита индивидуальность, тем более согласованно и широко представлены в ней все эти силы. Безусловно, необходимым условием для более полного развития каждой из этих сил является успешное развитие всех остальных. А для окончательного расцвета Души в идеальную Личность абсолютно необходимо всеобъемлющее совершенство во всех этих четырёх направлениях. Это, несомненно, задача, превышающая ограниченный диапазон человеческих усилий. И если оставить всё на волю Природы, то понадобятся столетия и тысячелетия для её выполнения.

И здесь тоже, провозглашает Шри Ауробиндо, никто иная как Божественная Мать делает возможным это совершенствование в личности человека.  В ответ на нужды и устремления эволюционирующего человечества Она проявила Себя в четырёх наиболее характерных своих Личностных Аспектах, которые ответственны в процессе творения за организацию, развитие и совершенство тех самых четырёх сил Вселенского Бога. Вот как зовутся эти великие Личности – Махешвари, Богиня Верховной Мудрости, по пути следования которой открываются все великолепия Знания; Махакали, чья Сила не терпит никаких преград, и чья Воля осуществляет на практике Истину Знания; Махалакшми, Та, из которой естественно струятся Красота, Радость и Гармония; и, наконец, Махасарасвати, под чьим контролем находятся все мельчайшие детали исполнения и работа по совершенствованию. Таковы Силы Божественной Матери, которые проявлены во вселенной и которые могут быть приведены в действие и начать работать в личности человека в той мере, в какой он открыт и восприимчив к Её Трудам. Искатель интегральной Божественности устремляется и отдаёт себя, своё сознательное существо, а также прикладывает волевое усилие ко всему, что ещё не сознательно в нём, чтобы оно отдало себя Божественной Матери, предоставляя Ей тем самым возможность откликнуться на его устремление и через эти Личностные Аспекты успешно вести в нём нелёгкую Садхану – разнообразный и сложный труд по исправлению неподатливых элементов в нём, а также развитие, координирование и всеобъемлющее проявление четырёхсоставной силы души, что составляет усовершенствованную человеческую личность.

“Учение Шри Ауробиндо”,
М.П. Пандит


[5] Шветашватара Упанишада. VI. 8

[6] Бхагавад Гита VII. 5-6 «В этих двух природах берут начало все сотворенные существа.»

[7] Риг Веда X.125 – «глубоко в океане»

[8] Шветашватара Упанишада. VI. 8