Природа и Эволюция Души

Рост и Развитие Психического Сознания

Природа и Эволюция Души

Рост и Развитие Психического Сознания

Душа, что следует в чреде миров,
Всегда одна, хотя и многих форм
Для бренного ума, что истины не знает.
Под именем иным, в иных краях,
Тисненьем Времени златит земные жизни,
Растущий символ тайного сознанья,
Что в жизни учится тому, что знает дух,
Пока не сможет истину познать и Бога.

Шри Ауробиндо, «Савитри»,
Книга
II, Песнь XIV

Эволюция и Психическое Сознание Души

«Эволюция Природы земли от Материи к Разуму и за его пределы является двойным процессом: с одной стороны – это внешний видимый процесс физической эволюции с рождением в своей основе, – ибо каждая развитая форма тела хранит в себе свою собственную, достигшую определенного развития, силу сознания, и непрерывность её существования поддерживается наследственностью; кроме этого, в то же время, происходит незримый процесс эволюции души с последовательной чередой рождений, механизмом которой является постепенное возрастание сложности формы и сознания от жизни к жизни. Первый процесс – это лишь космическая эволюция; ибо индивидуальность является преходящим инструментом, и всё человечество, более длительная и прочная коллективная формация, является следующим шагом в последовательном проявлении Обитателя космоса, универсального Духа: реинкарнация является необходимым условием для любого длительного существования и эволюции индивидуального сознания в земной жизни. Каждая степень космического проявления, каждый вид формы, который содержит в себе населяющий его Дух, с помощью реинкарнации становится средством последовательного проявления тайного сознания индивидуальной души или психической сущности; каждая жизнь становится шагом на пути к завоеванию Материи с помощью более стремительного развития сознания в ней, которое, в конечном итоге, превратит саму Материю в инструмент для всеобъемлющего проявления Духа.»

Шри Ауробиндо, «Жизнь Божественная»

Это сложно понять, милая Мать.

А!…

Если вы рассмотрите историю земной эволюции, вы увидите, что все формы жизни появились одна за другой, следуя общему плану, общей программе, всегда неся в себе некое улучшение, новое совершенство и более высокую степень сознания. Возьмите формы животной жизни – ибо в этом случае вам будет легче понять, они предшествовали появлению человека – каждое животное, которое появлялось, несло в себе улучшение, некое совершенство в своей общей природе – я не имею в виду всю совокупность деталей – но более высокую степень совершенства, чем те, которые им предшествовали, и вершиной этого восхождения стала человеческая форма, которая в настоящий момент, с точки зрения сознания, является наиболее благоприятной формой для проявления сознания; то есть, я имею в виду человеческую форму на высоте своих возможностей, она способна проявить сознание в большей степени, чем все предшествующие ей формы животной жизни.

Это один из путей эволюции Природы.

Шри Ауробиндо на прошлой неделе говорил нам, что природа следовала по восходящей прогрессии в своей эволюции для того, чтобы проявить Божественное Сознание, которое содержится во всех формах во все большей и большей степени. Так что, с каждой новой формой, которую она создает, Природа производит форму, способную выразить более совершенно тот Дух, который содержит эта форма. Но, если бы этим всё и ограничивалось, появляется форма, развивается, достигает высшей точки своего развития, после чего её сменяет следующая форма, в то время, как предшествующая форма не исчезает, то индивидуальность внутри данного вида не смогла бы развиваться и прогрессировать. Когда, например, индивидуальная обезьяна или человек, каждый из которых принадлежит к виду, который обладает своими собственными отличительными признаками, достигают высоты своих возможностей, то есть, когда индивидуальный человек становится лучшим представителем человечества, всё для него будет кончено; он не в состоянии будет развиваться дальше. Поэтому, с точки зрения земной эволюции, прогресс существует, ибо каждый последующий вид является более прогрессивным, чем предыдущий, но с точки зрения индивидуальности, прогресс невозможен: человек рождается, следует своему развитию, умирает и исчезает. Поэтому, для того, чтобы сделать прогресс индивидуальности возможным, нужно было найти другие средства. Так как внутри каждой индивидуальности существует психическое сознание или душа, жизнь которого не зависит от физической формы, и так как оно организовано вокруг божественного центра, оно бессмертно, вечно. В то время, как внешнее тело умирает, психическое существо остается невредимым, неся в себе каждый опыт, который оно приобретает в каждой жизни, и, таким образом, осуществляет прогресс от жизни к жизни, и это является прогрессом одной и той же индивидуальности. Даже тогда, когда определенный вид достиг предела своих возможностей и остается частью земной жизни или исчезает, но не делает никакого прогресса, индивидуальная душа, имея жизнь, не зависящую от материальной формы, может переходить от одной формы к другой и продолжать свой прогресс бесконечно. Именно поэтому, каждый индивидуум обладает потенциальной возможностью достичь любой реализации, независимо от формы, к которой он принадлежит в настоящий момент.1

– Мать

*

В предыдущих стадиях эволюции первой заботой Природы и её усилием было изменение физической организации, ибо только там могло произойти изменение сознания; это была необходимость, вызванная недостаточностью силы сознания, которое находилось в процессе формирования, чтобы произошло изменение тела. Но в человеке возможно и обратное, и, на самом деле, это неизбежно; ибо с помощью его сознания, путем его преобразования, а не изменением телесного организма, эволюция совершает своё восхождение. Во внутренней реальности изменение сознания всегда было основным фактом, эволюция всегда несла в себе духовное значение, и физическое изменение было всего лишь инструментальным; но это взаимодействие было скрыто отсутствием равновесия этих двух факторов, – тело внешнего Бессознания преобладало и затемняло своей важностью духовный элемент, сознательное существо. Но как только равновесие было восстановлено, изменение тела более не должно предварять изменение сознания; само сознание своим изменением вызовет необходимость и осуществит изменение, которое необходимо произвести в теле. Следует заметить, что человеческий разум уже проявил свою способность помогать Природе в эволюции новых видов растений и животных; он создал новые формы своего окружения, и значительно изменил с помощью знания и дисциплины свою собственную ментальность. Следующим шагом может быть сознательное участие человека в собственном физическом и духовном развитии и трансформации. Стремление к этому уже есть, но оно ещё не совсем эффективно осознаёт себя во внешнем разуме. Но придёт день, когда оно заглянет внутрь себя и глубоко в себе откроет источник силы, тайную энергию, Сознание-Силу, в которой живёт тайное начало того, что мы зовём Природой.

Все эти выводы можно сделать с помощью простого наблюдения внешних явлений Природы и её последовательного развития, её внешней эволюции существования и сознания в физическом рождении и теле. Но существует ещё и иной, незримый фактор; это реинкарнация, прогрессивное развитие души путем восхождения от одной ступени к следующей эволюционного существования, и постепенного восхождения к более сложным видам телесной и ментальной формы. В своём последовательном развитии психическая сущность всё ещё скрыта, даже в человеке, её сознательном ментальном существе, с помощью его инструментов, разума, жизни и тела, она не в состоянии проявить себя в полную силу, и подойти ближе вперед, для того, чтобы руководить природой, будучи её мастером, вынужденная подчиниться воле своих инструментов, доминирующей роли Пракрити над Пурушей. Но в человеке психическая часть его личности может развиться гораздо быстрее, чем в низшем сознании, и время приходит, когда сущность души находится на грани своего появления, чтобы выйти вперед и стать мастером и руководить своими инструментами в Природе. Но это будет означать, что тайный дух, the Daemon, Божество внутри нас находится на грани своего появления; и, как только оно появляется, несомненно, что его основным требованием станет, подобно тому, как это происходит в Разуме, когда он находится под влиянием внутреннего психического сознания, более духовное, божественное существование. В природе земного существования, где Разум является инструментом Неведения, это может осуществиться только путем изменения сознания, переходом от основания Неведения к основанию Знания, от ментального к супраментальному сознанию и супраментальной инструментации Природы.2

– Шри Ауробиндо

*

Когда мы говорим о восходящей эволюции, мы должны говорить, скорее, о психическом присутствии, чем о психическом сознании. Ибо, именно психическое присутствие шаг за шагом становится психическим сознанием. В каждой развивающейся форме находится это присутствие, но оно ещё не индивидуализировано. Это нечто, что способно совершать развитие и следовать движению эволюции. Это не нисхождение инволюции свыше. Это постепенно формирующееся вокруг искры Божественного Сознания, которое является его центром, психическое сознание, которое становится полностью развитым, когда оно,  наконец, индивидуализируется. Именно эта искра является бессмертной и неизменной и собирает вокруг себя все необходимые элементы для формирования этой индивидуальности; истинное психическое сознание формируется только тогда, когда психическая личность полностью развилась и полностью сформировалась вокруг вечной божественной искры; она обретает свою кульминацию и всеобъемлющее воплощение только в том случае, если она объединяется с сознанием или универсальной личностью свыше.

Ниже человеческого уровня, практически, не существует индивидуальной формации – только это присутствие в той или иной степени…

Разумеется, нельзя сказать, что каждый человек обладает психическим сознанием, так же, как вы не можете отказать в этом любому животному. У многих животных, которые провели большую часть своей жизни рядом с человеком, мы можем видеть его в самом начале своего развития, в то время, как, зачастую, вы встречаетесь с людьми, которые, по всей видимости, являются ничем иным, как грубыми животными… Но, в целом, психическое сознание, в истинном смысле этого слова, начинается на уровне человека: именно поэтому, католическая церковь утверждает, что только у человека есть душа. Только в человеке психическое сознание получает возможность своего полного развития,  так, что оно может, в конце концов, объединиться и стать единым целым с нисходящим сознанием, божеством свыше.3

– Мать

*

Это душа в нас всегда обращена к Истине, Добру и Красоте, потому что, с их помощью она  растёт сама; всё остальное, включая их противоположности, является необходимой частью опыта, но должно быть оставлено в процессе духовного преобразования сознания. Истинная психическая сущность в нас знает блаженство жизни и весь опыт в качестве постепенного проявления духа, но самим принципом её блаженства жизни является выявление и накопление тайного божественного значения всех событий и встреч, их божественной сути, божественной пользы  и цели, для того, чтобы с помощью опыта наш разум и жизнь могли выйти из Бессознания в высшее сознание, оставить разделённость Неведения и отождествить себя с интегральным сознанием и знанием. Она находится здесь именно для этого, и от жизни к жизни настойчиво стремится ввысь; рост души – это рост из тьмы в свет, из лжи в истину, из страдания в объятия собственной универсальной и высшей Ананды.4

– Шри Ауробиндо

*

Давайте рассмотрим божественную искру, которая с помощью притяжения и тщательного отбора того, что близко ей, собирает вокруг себя начало психического сознания (этот процесс становится явным в животных – не думайте, что вы исключительные существа, что только вы обладаете психическим сознанием и остальное творение лишено этого. Оно начинается в камне, затем развивается в растении и первый проблеск психического сознания мы видим в животных). Затем приходит момент, когда психическое сознание достаточно развито для того, чтобы обладать независимым сознанием и индивидуальной волей. После значительного количества земных существований, которые являются более или менее индивидуализированными, оно становится сознательным о себе и своей деятельности, и об окружающей среде, которую оно выбирает для своего развития. Как только оно обретает определенный уровень восприятия, оно решает – обычно в последнюю минуту жизни, которую оно заканчивает на земле – какие условия необходимы ему в следующей жизни. Я должна сказать вам очень важную вещь: психическое сознание может продвигаться вперед в своём развитии, и формировать себя только в физической жизни на земле. Как только оно покидает тело, оно находится в состоянии отдыха и ассимиляции, которое может продлиться довольно длительное время, в зависимости от его выбора и степени развития – этот отдых используется для ассимиляции полученного опыта и пассивного прогресса, или роста, который позволит этому психическому сознанию перейти к новым опытам, и сделать более динамичный прогресс. Но после того, как оно завершило одну жизнь (которая обычно завершается только тогда, когда оно сделало всё, что хотело сделать), оно должно выбрать окружение, в котором ему предстоит родиться, место рождения и условия жизни, в которых оно будет рождено, наряду с совершенно точной программой опытов, через которые оно должно пройти для того, чтобы совершить прогресс, который ему необходим.

Я приведу вам совершенно конкретный пример. Давайте рассмотрим тот случай, когда психическое сознание рождается в теле человека, которому суждено стать королём. Ибо существует целый ряд опытов, которое оно может получить только при этих условиях. После того, как психическое сознание получило все опыты королевской жизни, оно видит, что существует целая область существования, в которой оно не в состоянии совершить прогресс именно из-за особенных условий королевской жизни. Поэтому, когда оно завершает свой земной срок, оно принимает решение родиться в следующей жизни в обычном окружении и обычных условиях, не высоких и не низких, но таких, в которых тело, которое оно выберет, сможет делать то, что оно хочет. Ибо, как вам известно, жизнь короля – это рабское существование; король поневоле подчинён определённому этикету и целому ряду церемоний для того, чтобы поддерживать свой престиж (возможно, это очень нравится некоторым людям, но для психического сознания это совсем не привлекательно, ибо это лишает его возможности получить целый ряд опытов). Таким образом, приняв такое решение и неся в себе все воспоминания королевской жизни, оно направляется на отдых в течение определённого периода времени (в данном случае, я говорю о психическом сознании, которое занято исключительно собой и своим развитием, а не то, которое посвящает себя божественной работе, ибо в таком случае, вид необходимой работы решает будущую жизнь и условия существования; в данном случае, я говорю о психическом сознании, которое занято своим собственным развитием). Поэтому, оно решает, что в определенный момент оно возьмет тело. Так как оно уже обладает определенным опытом, оно знает, что в такой-то стране получила развитие определенная часть сознания; в другой стране – другая часть, и так далее; поэтому, оно выбирает то место, которое даёт ему непосредственную возможность дальнейшего развития: страну, условия жизни, приблизительный характер своих родителей, и также характеристики самого тела, его физическую структуру и качества, которые необходимы для приобретения опыта. Оно отдыхает, и затем, в определенный момент, пробуждается и проецирует своё сознание на землю, централизируя его в выбранном месте и определенных условиях – с определенной степенью приближения; ибо, всегда существует небольшое отклонение, так как психическое сознание находится слишком далеко от материального физического сознания, и, поэтому, оно не может видеть с ясностью; это, в определенном смысле, приближение. Оно не делает ошибки в случае страны или окружения, ибо оно видит довольно ясно внутренние вибрации избранных им людей, но может случиться небольшое отклонение. Но если как раз в этот момент на земле живёт супружеская пара или, скорее, женщина, которая несёт в себе психическое стремление, и, по той или иной причине, даже не зная почему, мечтает о том, чтобы её ребёнок был исключительным, и отвечал определенным исключительным требованиям, если в этот момент на земле есть такое стремление, оно создаёт определенную вибрацию, психический свет, которое психическое сознание видит сразу, и, без промедления оно устремляется к нему. Тогда, с этого момента (который является моментом зачатия), оно наблюдает за формированием ребёнка, следя за тем, чтобы эта формация была как можно более благоприятной для его планов; в конце концов, его влияние на развитие ребенка присутствует задолго до того, как он рождается в физический мир.

Если всё идёт хорошо, без всяких случайностей (а случайности всегда могут произойти), если всё идёт хорошо, в момент рождения ребёнка психическая сила (возможно не всё, но только часть психического сознания) устремляется в сознание новорожденного и, с момента первого крика, даёт ему толчок к тем опытам, которые оно хочет, чтобы ребенок получил. Результатом этого является то, что даже в том случае, если родители не вполне сознательны, и ребёнок в своём внешнем сознании не совсем сознателен (маленький ребенок не обладает необходимым мозгом для этого, он формируется медленно и постепенно), несмотря на всё это, психическое влияние будет иметь возможность направлять все события, все обстоятельства жизни этого ребенка до того момента, пока он не совершит свой первый сознательный контакт с психическим сознанием (физически, это случается обычно в возрасте между 4-мя и 7-мью годами, иногда раньше, иногда почти сразу, но в таком случае мы имеем дело с детьми, которые обладают «сверхъестественными» способностями, как говорят люди – на самом деле, эти способности не «сверхъестественные», а просто проявления психического присутствия). Но есть люди, у которых не было шанса, или, скорее, удачи, если можно так сказать, встретить в физическом мире человека, который мог бы им кое-что объяснить. И, тем не менее, у них есть чувство, что каждый шаг их существования, каждое обстоятельство их жизни организовано кем-то сознательным, чтобы они сделали необходимый прогресс. Когда им необходимо определенное обстоятельство, оно приходит к ним; когда им необходимо встретить определенных людей, они встречают их; когда им необходимо прочесть определенные книги, они находят их без труда у себя под рукой. Всё организовано таким образом, как будто бы нечто заботится о них, чтобы их жизнь имела все возможности для своего развития. Эти люди могут спросить: «Что такое психическое сознание?», ибо никто никогда не произносил этих слов в их присутствии, и они никогда не встречали никого, кто мог бы объяснить им это; но для них, зачастую, бывает достаточно одной встречи, одного взгляда, для того, чтобы пробудиться; достаточно одного слова, для того, чтобы заставить их вспомнить: «Но я давно знаю об этом!»

Это то, что происходит с психическим сознанием, которое находится на последней стадии своего развития. После этого, оно более не должно подчиняться необходимости прихода на землю, оно завершает своё развитие и может совершить свободный выбор между божественной Работой и уходом в высшие миры. Но обычно, находясь на этой стадии, оно помнит всё, что с ним произошло и понимает огромную важность и необходимость своего прихода с тем, чтобы помочь тем, кто всё ещё совершает борьбу, преодолевая многочисленные трудности. Эти психические сознания полностью посвящают себя божественной Работе – это не является их обязанностью, они выбирают свободно, но в девяносто случаев из ста, происходит именно это.5

– Мать

*

Каждый раз, когда душа рождается в новом теле, она приходит с намерением получить новый опыт, который поможет развитию и совершенствованию её индивидуальности. Именно так психическое сознание формируется от жизни к жизни, и становится совершенно сознательной и независимой личностью, которая, как только она достигает вершины своего развития, становится совершенно свободной и может не только выбрать время своей следующей инкарнации, но также и место, и цель, и работу, которую оно хочет делать.

Его нисхождение в физическое тело – это нисхождение во тьму, неведение, бессознательность; и в течение длительного времени оно должно потратить все свои усилия только для того, чтобы принести немного сознания в материальную субстанцию тела, прежде чем оно сможет использовать его для того опыта, который оно хочет получить. Следовательно, если мы будем тренировать тело с помощью ясного и рационального метода, мы поможем росту души, её прогрессу и озарению.6

– Мать

*

Милая Мать, так как в каждой новой жизни ментальное, витальное и тело создаются заново, какую пользу они могут извлечь из опыта прошлых жизней? Нужно ли нам опять проходить через те же самые опыты?

Это зависит от самих людей!

Это не разум и витальное развиваются и прогрессируют от жизни к жизни – кроме как в исключительных случаях, когда психическое находится в необыкновенно зрелой стадии своего развития – но психическое сознание. Следовательно, вот что происходит: жизнь психического сознания является постоянной сменой  деятельности и отдыха; оно развивается в результате опыта, полученного в процессе физической жизни, активной жизни в физическом теле, со всеми опытами, получаемыми телом, витальным и разумом; после этого оно, обычно, находится в состоянии отдыха  и ассимиляции, где результат опыта, накопленного во время его активного существования, обрабатывается, и когда ассимиляция опыта завершается, когда оно усваивает прогресс, полученный в активной жизни на земле, оно опять приходит в новом теле, принося с собой результат всего этого прогресса на землю, и, в более сознательной стадии развития, оно даже выбирает окружающую среду, тело, и вид жизни, которые ему необходимы для того, чтобы завершить свой опыт в определенной области. В некоторых случаях, когда психическое сознание находится в конце своей эволюции, оно может решить, перед тем, как покинуть тело, какую жизнь оно выберет в своей следующей инкарнации.    Когда оно становится почти полностью сформированным и довольно сознательным, оно руководит формированием нового тела, и обычно, с помощью внутреннего влияния, выбирает элементы и субстанцию сознания, которые формируют его тело таким образом, что тело приспособлено к опыту новой жизни. Но это происходит только на очень развитой стадии. И позже, когда оно полностью сформировано, и возвращается на землю для того, чтобы служить и выполнять работу Божественного, тогда оно может принести в тело, во время его формирования, определенные элементы разума и витального из прежних жизней, которые были организованы и сформированы психическим сознанием в прошлых существованиях, они могут быть сохранены и, следовательно, могут участвовать в его работе. Но это происходит исключительно в самых поздних стадиях развития.

Когда психическое сформировано полностью и становится совершенно сознательным, то есть, сознательным инструментом божественной Воли, оно организует витальное и разум таким образом, что и они участвуют в общей гармонии и могут быть сохранены для целей будущих существований.

Высокая степень развития позволяет, по меньшей мере, некоторым частям ментального и витального сознания быть сохраненными, несмотря на смерть тела. Если, например, некоторые части – ментальная или витальная – человеческой деятельности получили особенное развитие, эти элементы разума и витального сохранены даже «в своей форме» – форме той деятельности, которая была полностью организована – как, например, в высоко интеллектуальных людях, которые развили свой мозг, ментальная часть их сознания поддерживает эту структуру и сохраняется в форме организованного разума, который обладает своей собственной жизнью и может быть сохранен без изменений до тех пор, пока он не будет использован в будущей жизни, в которой он сможет участвовать, используя все свои приобретения.

У художников, и у некоторых музыкантов, которые использовали свои руки особенно сознательно, витальная и ментальная субстанция сохраняется в форме рук, и эти руки остаются полностью сознательными, они даже могут использовать тело живущих людей, в том случае, если существует определенное родство сознания.

У обычных людей, у которых форма психического сознания находится в процессе развития и организации, в тот момент, когда психическое покидает тело, ментальная и витальная формы могут оставаться в течение некоторого времени, только в том случае, если смерть была особенно умиротворенной и сконцентрированной, но если человек умирает внезапно, и в состоянии неспокойном и страстном, с многочисленными привязанностями, в этом случае, различные части сознания рассредоточены и живут своей собственной жизнью на своих собственных планах, чтобы затем исчезнуть без следа.

Центром организации и трансформации всегда является присутствие психического сознания в теле. Поэтому, значительным заблуждением является верить, что прогресс продолжается, или даже, как считают некоторые, более завершенный и стремительный в периоды между двумя физическими существованиями; на самом деле, в это время не происходит никакого прогресса, ибо психическое находится в состоянии отдыха, а другие части сознания, после довольно эфемерной жизни на своих планах, исчезают без следа.

Земная жизнь является местом, где совершается прогресс. Именно здесь, на земле, прогресс становится возможным, и он совершается в течение земного существования. И именно психическое сознание несёт в себе этот прогресс от одной жизни к другой, организовывая свою собственное развитие и эволюцию.7

– Мать

*

Если разум, витальное и физическое не рождаются снова в этом мире, но только психическое сознание рождается в новом теле, тогда прогресс, совершённый ментальным и витальным сознанием в прошлой жизни не имеет значения в следующей?

Это зависит от того, в какой степени прогресс ментального и витального сознания приблизил их к психическому, ибо истинный прогресс заключается в том, чтобы находиться под влиянием психического. Потому что, всё то, что находится под его влиянием и отождествляется с ним, продолжает жить, только это и продолжает существовать. Но в тех случаях, когда психическое сознание становится центром сознания и жизни, и всё существо организуется вокруг него, всё сознание находится под непосредственным влиянием психического, объединяется с ним и может продолжать своё существование – если в этом есть необходимость. Если бы физическое тело усвоило те же движения – то же стремление к прогрессу и ту же способность духовного восхождения, которая свойственна психическому сознанию – тогда не было бы необходимости в его разложении. Но в этом и состоит вся трудность.

И поэтому, только то, что находится в контакте с психическим, продолжает существовать и  помнить, остальное исчезает, распадается на составные части, которые используются для других целей – как тело, например, распадается и становится прахом, который возвращается в почву и используется растениями, которые поедает человек. Именно таким образом, всё продолжает своё существование, для того, чтобы вернуться опять в землю и начать всё сначала. Таким путем Природа совершает прогресс. Для того, чтобы продвинуться вперед, она создаёт огромное количество форм, а затем, когда они теряют для неё своё значение, и она в них более не нуждается, она разрушает их, берет все элементы, химические или какие-либо ещё, и создаёт из них что-то иное, и это продолжается постоянно, и постоянно изменяется, приходит и уходит. И она считает это очень хорошим методом, ибо она видит очень далеко, и её работа длится веками, а ничтожная человеческая жизнь – это всего лишь одно дыхание в вечности бытия. Поэтому, она берет эти элементы и создаёт из них формы; это занимает у неё определенное время, ей нравится делать это, она считает свою деятельность очень хорошим делом; и затем, когда что-то более не удовлетворяет её, она разрушает его, снова берет отдельные элементы, всё смешивает, и начинает создавать новую форму. И, таким образом, в её постоянной занятости подобными вещами, в процессе необыкновенно медленном и длительном, совершается прогресс материи. Это возможно – всегда таким путем, всё смешивать, разрушать до составных элементов, перемешивать опять и снова разрушать. По сути своей, это напоминает человека, который сделал множество маленьких фигурок, затем разрушил их, и из полученного материала сделал другие игрушки, сломал их опять и из обломков построил новые. Каждый раз он добавляет нечто, чтобы оно хорошо перемешивалось. И затем, в один прекрасный день, возможно всё это к чему-нибудь приведет. В любом случае, природа не спешит. И когда мы все спешим, она говорит: «Зачем нужна эта спешка? Однажды это обязательно произойдет. Не следует волноваться, всё обязательно случится. Нужно только спокойно ждать.» Тогда мы говорим ей: «Но я не могу ждать, у меня нет для этого времени!» «А! Это потому, что ты называешь собой то, что приходит и уходит. Если бы ты называл собой сознание – единое, вечное и божественное сознание – если бы ты называл собой его, тогда бы ты знал всё, видел всё, и присутствовал бы при всех событиях. Никто не мешает тебе это сделать! Ибо это происходит только потому, что ты отождествляешь себя с этим (показывает на тело). Ты просто должен перестать отождествлять себя с этим.»8

– Мать

*

В чем состоит прогресс психического сознания?

В индивидуализации, способности собрать все опыты и организовать их вокруг божественного центра.

Целью психического сознания является формирование индивидуального существа, которое индивидуализируется и становится личностью вокруг божественного центра. Обычно все опыты внешней жизни (в том случае, если вы не совершаете йогу и не становитесь сознательными) проходят без организации внутреннего сознания, в то время как психическое сознание организует эти опыты в соответствии с видом опыта. Оно хочет реализовать определенное отношение к Божественному. Поэтому, оно ищет все соответствующие опыты для того, чтобы получить все виды возможностей, которые позволят ему реализовать это отношение к Божественному. Возьмите, например, опыт благородства – благородства, которое делает невозможным для вас совершать поступки, свойственные обычному человеку, благородство, которое дает вам храбрость и отвагу в такой степени, что они кажутся безрассудством, ибо такого отношения требует этот опыт, чтобы вы встречали опасность без малейшего проявления страха. Недавно я обещала объяснить вам, что может почерпнуть психическое сознание, которое входит в тело короля. Король – это совершенно обыкновенный человек, не правда ли, такой же как все; у него нет особенного сознания, но в соответствии с требованиями его статуса, так как он является символом для своего народа, есть вещи, которые он должен делать, и которые он никогда бы не сделал, если бы был обыкновенным человеком. Я знаю это из своего личного опыта, но я также видела это на фотографиях, на которых был изображен король в реальных обстоятельствах своего существования: что-то случилось, например, попытка покушения на его жизнь, которая была предотвращена. На фотографиях король инспектировал один из своих полков, внезапно кто-то выбежал вперед, возможно, с пагубными намерениями, а может быть и нет, ведь ничего не случилось; в любом случае, король оставался совершенно невозмутимым, спокойным, с той же улыбкой на губах, он даже не дрогнул; он был у всех на виду, легкая мишень для всех, кто хотел нанести ему вред. Этот король не был героем, но, так как он был королем, он не мог убежать! Это было бы постыдным. Поэтому он оставался спокойным, и не двигался с места, не показывая страха. Вот пример того, какой опыт можно получить в жизни короля.

Существует правдивая история о королеве Элизабет. В то время, как она была на смертном одре, будучи тяжело больна, в стране были беспорядки, и к ней пришла по поводу проблемы с налогами группа купцов, делегация с петицией от партии народа. Она лежала в своей комнате, будучи необыкновенно слаба и больна, до такой степени, что она еле стояла на ногах. Но, невзирая на это, она поднялась и оделась для того, чтобы их принять. Дама, которая ухаживала за ней, воскликнула: «Но это невозможно, это убьет вас!» Королева спокойно ответила: «Мы умрем после этого». Это один из примеров из целого ряда опытов, которые может получить психическое сознание в жизни короля, и ради этого оно избирает эту жизнь.

Обычно, такие воспоминания являются доказательством подлинности прошлого опыта; ибо то, что обычно происходит, когда люди рассказывают мне о своих прошлых жизнях, как правило, связано с их постоянным прогрессом, в результате которого они становятся всё более и более замечательными людьми, окружёнными всё более и более замечательными обстоятельствами! Это совсем не то, что происходит на самом деле. Психическое сознание следует определённой серии существований, которые развивают определённые силы, те или иные качества и т.д., но психическое сознание всегда видит то, чего не хватает этому опыту, и выбирает в будущей жизни ряд противоположных опытов, что-то вроде отрицания опыта предыдущей жизни, для того, чтобы получить взаимодополняющие виды определённого опыта.9

– Мать

*

«Входная дверь разума для постижения Божественного может находиться в разных местах в соответствии с предшествующей эволюцией и настоящей природой.»

– Шри Ауробиндо «Синтез Йоги»

То есть, эволюция прошлых  и настоящего существований, или природа настоящего тела, определяет индивидуальный подход к Божественному.

Мы можем рассмотреть очень… упрощенный пример. Если человек рожден в определенной религии, естественно, его первым усилием приблизиться к Божественному будет тот путь, на который указывает ему его религия; или в том случае, если в прежних жизнях человек прошел через определенное количество опытов, которые ведут к необходимости иного вида опыта, разумеется, человек будет следовать пути, который ведёт к этому виду опыта.

Вы понимаете, жизнь психического сознания состоит из последовательного ряда опытов в последовательной череде физических жизней. Мы можем сказать то же самое, рассмотрев более конкретный пример: если мы говорим о психическом, которое по той или иной причине инкарнировало для того, чтобы получить все опыты, которые даёт королевская жизнь – например, верховной власти. После того, как оно получило этот опыт, то, для чего оно пришло, оно может перед тем, как покинуть тело, решить, что в следующей жизни оно родится в обыкновенных условиях, так как опыт, который оно хочет получить может быть получен только в скромных условиях, с той свободой, которой обладает человек, лишенный ответственности, тех обязанностей, которым подчинены главы государств. Таким образом, в следующей жизни оно родится в определенных условиях, которые отвечают его нуждам. И, в зависимости от этого опыта, оно приблизится к Божественному определенным путем.

Кроме того, этот путь зависит от союза между двумя физическими природами или двумя витальными. Результатом этого является смешивание природы этих сознаний; оно несет с собой определенную тенденцию или предрасположенность, которую мы называем характером. Этот характер поможет ему избрать определенное поле деятельности, и определенную категорию опытов.

Как только это определено и решение принято в предыдущей жизни, и тело рождается в определенном окружении – то есть в условиях, в которых настоящее тело формируется – его поиск Божественного будет находиться в определенном русле, и подход к Божественному будет индивидуальным, не похожим на путь другого человека.

Я как-то сказала, что каждая индивидуальность является особенным проявлением во вселенной, поэтому, его истинный путь является совершенно уникальным путем. Существует сходство с путями других людей, принадлежность к различным категориям, семьям, религиям, отождествление с одними и теми же идеалами, то есть, определенный коллективный подход к Божественному, который создаёт что-то вроде общины, не материализованной, но принадлежащей более тонкому миру – всё это есть, но детали пути, особенности йоги будут различными для каждого индивидуального человека, и они будут зависеть от физических условий и строения тела, а также витально, ментально и психически от эволюции в прошлых жизнях.10

– Мать

*

Я думал, что душа совершенна по природе своей. Я не понимаю следующих слов: «Восхождение души к истине, которая является её истоком».

Суть души является Божественное, но душа (психическое сознание) растет и развивается, проходя через все стадии эволюции, она становится всё более и более индивидуализированной и сознательной о себе и своём истоке.11

Мать

*

Всегда ли прогрессирует психическое сознание?

В психическом сознании существует два различных вида прогресса: один представляет собой его формирование, созидание и организацию. Ибо психическое начинается с крошечной божественной искры внутри сознания, из которой постепенно развивается независимое сознательное существо, у которого есть своя воля и собственная деятельность. Психическое сознание в своём истоке – это только искра божественного сознания, которая с помощью ряда жизней становится сознательной индивидуальностью. Это прогресс, подобный росту маленького ребенка. Это постоянное становление. В течении длительного времени, в большинстве людей психическое находится в постоянном росте, постоянном становлении. Оно не полностью индивидуализировано, и не вполне сознательно, и не владеет собой, и для него необходимы все последовательные рождения, одно за другим, для того, чтобы эволюционировать и стать полностью сознательным.

Но это развитие приходит к своему завершению, когда сознание полностью сформировано и индивидуализировано, является мастером своей природы и судьбы. Когда сознание достигает этой стадии и рождается в человеческом теле, существует огромная разница между ним и обычным человеком: это означает, что человек рождается свободным. Он не связан обстоятельствами или своим окружением, он не привязан к своему роду и определенному образу жизни, подобно обычному человеку. Он приходит в этот мир с целью совершить работу, ибо у него есть миссия, которую он должен выполнить. С этой точки зрения, он больше не развивается, это означает, что ему не нужно опять рождаться в человеческом теле. Прежде, это было необходимостью, так как с помощью новых жизней его сознание растёт и развивается; именно в физической жизни и физическом теле оно постепенно эволюционирует и становится полностью сознательным существом. Но как только оно полностью сформировано, оно свободно, в том смысле, что оно может родиться или нет, в зависимости от его воли. Таким образом, этот вид прогресса приходит к концу.

Но, если это полностью сформированное сознание хочет стать инструментом Божественной работы, если, вместо того, чтобы пребывать в психическом блаженстве, в своём собственном мире, оно решает делать работу на земле для того, чтобы помочь в воплощении Божественной Работы, тогда оно может совершить прогресс иного вида, который заключается в растущей способности делать такую работу, организовывать свою работу и быть выражением Божественной Воли. Таким образом, приходит время, когда прогресс изменяется. До тех пор, пока оно остаётся в этом мире, и его выбором является работа Божественного, оно будет прогрессировать. Только в том случае, если оно уходит в психический мир и отказывается продолжать делать Божественную Работу, оно остаётся в статическом состоянии, которое находится вне прогресса, ибо, как я объясняла вам раньше, только на земле существует прогресс, только в физическом мире; его нельзя обрести на других планах. В психическом мире существует блаженное состояние покоя и безмятежности. Сознание остаётся в своей природе, оно не совершает продвижения.

Но для тех, кто не сознаёт своё психическое сознание?

Они совершают прогресс независимо от того, хотят они этого или нет.

Само психическое сознание совершает в них прогресс, и они не сознают этого. Но они обязательно совершают прогресс. Это означает, что они следуют определенной кривой. Они следуют восхождению в своей жизни. Это прогресс, подобный росту маленького ребенка; приходит время, когда они находятся на вершине своего роста и тогда, если они не меняют планы своего существования, если физический прогресс не продолжается ментальным прогрессом, который сменяется психическим прогрессом, за которым следует духовный прогресс, они следуют определенной кривой, по нисходящей её части, и затем наступает смерть, разложение и они более не существуют.

И только потому, что прогресс не является постоянным и вечным в физическом мире, существует период роста, затем его кульминации, после чего наступает период постепенного спада, после чего наступает смерть и разложение. Ибо всё, что не продвигается вперед, остаётся позади; всё что не совершает прогресса, регрессирует.

Таким образом, это то, что происходит физически. Физический мир не знает как совершать прогресс постоянно и бесконечно; он достигает определенной точки и затем, он либо устаёт прогрессировать, или не в состоянии совершать прогресс в настоящих условиях, в любом случае он перестаёт совершать прогресс, с тем, чтобы, спустя некоторое время, начать разложение на составные элементы. Те, кто ведут исключительно физическую жизнь, достигают определённой вершины своего развития, после чего следует период стремительного спада. Но сейчас, на фоне коллективного человеческого прогресса, кроме физического прогресса существует ещё и витальный прогресс, и ментальный, и так как ментальный прогресс может продолжаться в течение довольно длительного времени, даже после того, как физический прогресс остановился и начался период спада, то с помощью ментального прогресса человек продолжает совершать восхождение.

И, кроме того, есть те, которые совершают йогу, кто постепенно становится сознательным о своём психическом, чтобы объединиться с ним и участвовать в его жизни; такие люди совершают прогресс до самого последнего вздоха в своей жизни. И они продолжают совершать прогресс даже после смерти, когда они покинули своё тело, так как оно не могло более продолжать своё существование: они продолжают совершать прогресс.

Именно неспособность тела преобразовать себя, и продолжать совершать прогресс, является причиной того, что оно начинает регрессировать, чтобы, в конце концов, стать всё более и более подверженным внутреннему нарушению равновесия, пока в один прекрасный день в нём происходит полное отсутствие баланса и оно не может более существовать… Только в истинной духовной жизни – которая находится вне физического и земного существования, включая его ментальные проявления – прогресс совершенно отсутствует. Вы достигаете статического состояния и находитесь вне всякого движения прогресса. Но в то же самое время, вы находитесь и вне всякого проявления. Когда вы достигаете этого состояния, вы не принадлежите более проявленному миру, вы уходите от него. Вы должны покинуть проявленный мир для того, чтобы покинуть весь прогресс, ибо проявление означает прогресс и прогресс означает проявление.12

– Мать

*

В этом процессе развития (души) психическая сущность всё ещё скрыта, даже в человеке, сознательном ментальном существе, с помощью его инструментов, разума, жизни и тела, она не в состоянии проявить себя в полную силу, и подойти ближе вперед, для того, чтобы руководить природой, будучи её мастером, вынужденная подчиниться воле своих инструментов, доминирующей роли Пракрити над Пурушей. Но в человеке психическая часть его личности может развиться гораздо быстрее, чем в низшем сознании, и время приходит, когда сущность души находится на грани своего появления для того, чтобы выйти вперед, стать мастером и руководить своими инструментами в Природе. Но это будет означать, что тайный дух, the Daemon, Божество внутри нас находится на грани своего появления; и, как только оно появляется, несомненно, что его основным требованием станет, подобно тому, как это происходит в Разуме, когда он находится под влиянием внутреннего психического сознания, более духовное, божественное существование.13

Шри Ауробиндо

*

… до тех пор, пока самоотдача не становится полностью психической, в вашей жизни будут присутствовать проблемы, и периоды тьмы будут чередоваться с периодами света. Только психическое сознание развивается, совершая постоянное восхождение.14

Мать

*

В таком случае, каждый человек постоянно развивается и всегда продвигается вперед, разве это не так?

В определенном смысле, да. Может быть, это не будет очевидным в течение одной жизни, потому, что без сознательного участия человека, движение вперед относительно медленное, даже относительно краткой продолжительности человеческой жизни. И поэтому, вполне возможно, что в момент смерти, кажется, что сознание не совершило никакого прогресса, и даже иногда создаётся впечатление, что сознание регрессировало, то есть потеряло то, чем оно владело в начале жизни. Но если мы рассмотрим кривую прогрессивного развития психического сознания на протяжении многих жизней, мы увидим, что сознание всегда совершает прогресс. Каждый опыт, который оно получает в одном из своих физических существований, помогает ему сделать определенный прогресс. То, что совершает прогресс в вас, это психическое сознание.15

Мать

*

… если постоянный рост сознания, осуществляемый с помощью роста космического опыта является смыслом существования, а создание новой личности в каждом новом рождении является его методом, тогда память о событиях прошлой жизни стала бы серьезным препятствием на пути развития сознания: ибо она была бы силой, которая продолжала бы существование прежнего темперамента, характера, прошлых забот, и могла бы быть тяжелым грузом, препятствующим свободному развитию новой личности и её интерпретации нового опыта. Ясная и подробная память прошлых жизней, ненавистей, раздоров, привязанностей, связей, была бы также значительным неудобством; ибо она заставила бы новорожденное сознание жить в бессмысленном повторении и вынужденном продолжении его внешнего прошлого, и стала бы неодолимым препятствием на пути новых возможностей проявления духа. Если и в самом деле, ментальное постижение природы вещей являлось бы сутью дела, являясь процессом нашего развития, память имела бы огромное значение: но, на самом деле, развитие осуществляется путем роста индивидуальности души, и развитие природы происходит путем ассимиляции в субстанцию нашего сознания, творческой и эффективной абсорбции основных результатов прошлых энергий; в этом процессе сознательная память не имеет особенного значения. Подобно тому, как дерево растет с помощью подсознательной или бессознательной ассимиляции деятельности солнца, дождя, ветра, и абсорбции элементов почвы, сознание растет путем сублиминальной и внутрисознательной ассимиляции и абсорбции результатов прошлого становления и проявления потенциальных возможностей становления будущего.16

Шри Ауробиндо

*

Когда психическое собирается прийти в этот мир, выбирает ли оно заранее форму, в которой оно будет существовать здесь?

Это интересный вопрос. Это зависит от нескольких обстоятельств. Как я вам только что говорила, есть психические сознания, которые находятся в процессе становления; они, в основном, не могут сделать выбор, но когда они достигают определенной степени развития и сознания (обычно это происходит тогда, когда они всё ещё находятся в физическом теле и накопили определенное количество опыта), в это время они решают, какой вид опыта они хотят получить в следующей жизни.

Я могу вам привести несколько примеров. В том случае, если психическое сознание хочет получить опыт силы и власти, для того, чтобы знать все реакции и возможности, чтобы понять, как можно обратить эти движения к Божественному: ему необходимо познать, чему может научить его жизнь человека, обладающего властью и силой. Такое психическое рождается в теле короля или королевы. Такое психическое живет в теле человека, облеченного властью, и в течение этого времени получает свой опыт; оно приходит к завершению этого вида опыта. Теперь оно знает то, что оно хотело узнать, оно должно уходить и покидает тело, которое стало для него бесполезным, для того, чтобы приготовиться к опыту следующей жизни. В это время, если психическое сознание всё ещё находится в теле, и подвело итог полученному опыту,  оно решает, каким будет его следующий опыт. Иногда, это движение действия и его противоположности: то есть, так как оно получило один вид опыта во всей его полноте, оно хочет изучить противоположный вид опыта. И, зачастую, оно выбирает совершенно иную жизнь, отличную от той, что оно вело прежде. Так что перед тем, как уйти, оно говорит: «В следующий раз я выберу рождение в этой области…» Предположим, психическое достигло той стадии развития, когда оно хочет работать над физическим телом для того, чтобы сделать его способным для сознательного контакта с Божественным и затем, преобразить его. В то время, как оно покидает тело, в котором оно получило опыт власти и внешней деятельности, тело, которое оно использовало для своего роста, оно говорит: «В следующий раз я выберу рождение в нейтральном окружении, не низком и не высоком, там, где не нужно будет вести совершенно внешнюю жизнь, в которой я не буду ни обладать огромной властью и ни терпеть значительные лишения – то есть вести относительно нейтральную жизнь». Таким образом, оно выбирает такую жизнь. Оно возвращается на свой собственный психический план для того, чтобы получить необходимый отдых и ассимилировать приобретенный опыт, то есть подготовиться к будущему опыту. Оно естественно помнит о своём выборе, и когда приходит время возвращаться на землю, оно не может со своего плана видеть материальные вещи так, как видим их мы: они предстают перед ним в иной форме. Тем не менее, различия могут быть видны: различия в окружении, различия в деятельности окружения видны для него ясно. Оно может обладать видением, которое является глобальным. И на основе его, оно может сделать выбор. Временами оно выбирает определенную страну; когда оно хочет получить определенный вид образования, цивилизации, влияния, тогда оно может выбрать свою страну заранее. Иногда оно не может этого сделать, поэтому оно выбирает только своё окружение и тип жизни, который оно будет вести. И тогда, со своего плана, перед тем, как оно приходит вниз, оно находится в поиске определенных вибраций, ибо оно видит их совершенно ясно. Как будто оно выбирает место, где собирается приземлиться. Но это всегда имеет определенную степень приближения, так как ему необходимо ещё одно условие: не только важен его собственный выбор, но также и восприимчивость и стремление снизу. В том окружении, которое оно выбрало, должен быть человек, обычно это мать (иногда мать и отец, но самым важным является участие матери), которая должна обладать стремлением или восприимчивостью, чем-то достаточно пассивным и открытым, или же сознательным стремлением к высшему идеалу. И это зажигает для психического сознания неяркий свет. В той массе, которую представляет собой выбранное им окружение, если с помощью влияния его собственной спроецированной воли зажигается небольшой свет, тогда оно знает, куда именно ему следует идти.

Именно это и обуславливает разницу во времени его появления, это могут быть месяцы или дни, и это создаёт некую неопределенность, так что нельзя говорить о точной дате: «В этот день, такого-то числа, в определенный час произойдет моё рождение». Ему необходимо найти восприимчивого и открытого психическому влиянию человека. Как только оно находит такого человека, оно устремляется вниз. Но то, что происходит после, это что-то вроде образа, отражения: это не в точности то, что ему нужно, но нечто очень близкое к этому. Оно бросается вниз, в бессознательность, ибо физический мир, даже человеческое сознание, каким бы оно не было, является, в значительной степени, несознательным по сравнению с психическим сознанием. Таким образом, оно бросается в несознание. Оно будто падает вниз головой. И это оглушает его. Поэтому, в большинстве случаев, кроме некоторых редких исключений, оно не знает. Оно не знает, где оно находится, и что оно делает, оно не ведает, почему оно здесь, то есть совершенно дезориентировано. Оно с трудом выражает себя, особенно через новорожденного ребенка, у которого, естественно, нет мозга; это только зародыш мозга, который ещё не сформирован и лишен необходимых элементов для того, чтобы выразить себя. Поэтому, ребенок не в состоянии проявить то замечательное сознание, которое присутствует в нем, и это происходит только в исключительно редких случаях… Тем не менее, это происходит. Мы слышали о таких вещах. Это происходит иногда, но в большинстве случаев необходимо некоторое время. Медленно оно пробуждается из своего оцепенения и становится сознательным о причине своего пребывания здесь, и о своём сознательном выборе. И обычно, это время приходится на интенсивное ментальное образование, которое полностью закрывает вас от психического сознания. Таким образом, масса обстоятельств, всевозможных случайностей и эмоций необходимы для того, чтобы открыть внутренние двери, чтобы вы начали вспоминать, что, кроме всего прочего, вы пришли из другого мира и сделали это с определенной целью.

Иначе, если бы всё прошло благоприятно, оно могло бы очень быстро установить контакт, очень быстро. Если бы ему повезло, и оно нашло бы кого-то, кто обладает определенным знанием, и вместо того, чтобы упасть в мир неведения, оно упало бы на небольшое количество знания, всё бы произошло довольно быстро.

Но психическая воля и психический рост совершенно лишены всех обычных представлений о справедливости, о вознаграждении и наказании, как обычно понимает их человек. Существуют религии, философии, которые рассказывают вам различные истории, за которыми непременно стоит непосредственное применение представлений о человеческой справедливости к оккультному миру, и это всё совершенное глупости. Ибо, на самом деле, это совершенно не так, представления о вознаграждении и наказании, так как человек понимает их – это совершенная нелепость. Они совершенно неприменимы к внутренним реальностям. Так что, как только вы оказываетесь в истинном духовном мире, всё это становится глупостями. Ибо там это совершенно не так.

Многие приходят и говорят мне: «Что же я сделал в моих прошлых жизнях, что сейчас я нахожусь в такой сложной ситуации, и всевозможные несчастья падают на мою голову?» И в большинстве случаев, я должна говорить им: «Разве вы не видите, что это благословение, милость, данные вам свыше! И, наверное, в вашей прежней жизни вы сами пожелали этого, чтобы совершить больший прогресс…» Это свойственно большинству людей: «Ах! Я заболел. Ах! Моё тело в ужасном состоянии, что я такого ужасного наделал? Какое преступление совершил я в прошлой жизни, что в этой я должен терпеть…» Это всё довольно несерьезно.17

Мать

*

Душа индивидуализирует себя и постепенно преобразует себя в психическое сознание. Какие условия являются лучшими для его быстрого роста?

Если говорить более точно, душа облекает себя в постепенно развивающуюся индивидуальную форму, которая становится психическим сознанием. Ибо, так как душа является частью Божественного Сознания, она неизменна и вечна. Психическое сознание – это постепенно развивающееся сознание, бессмертное по своей природе.

Все методы познания своей природы, самоконтроля и самосовершенствования достаточно хороши. Вы должны выбрать тот, который приходит к вам спонтанно и наилучшим образом отвечает вашей природе. И, как только вы выбрали метод, вы должны использовать свою разумную волю для того, чтобы применить его с неизменной настойчивостью, которую не останавливают никакие препятствия и никакие  трудности. Это длительный и кропотливый труд, который необходимо совершать со всей искренностью и настойчиво продолжать с возрастающей искренностью, скрупулезной тщательностью и интегрально.

Легкие пути обычно никуда не ведут.18

Мать

*

Как мы можем помочь нашей психической личности развиваться и расти?

Психическая личность формируется, растет и развивается с помощью всех опытов, которые она получает в жизни, для того, чтобы, в конце концов, стать завершенным, сознательным и свободным сознанием.

Этот процесс развития безустанно идет через многочисленные рождения, и если вы не осознаете этого, это происходит потому, что вы не сознаете своё психическое сознание – ибо это является самым необходимым, это то, что вы должны сделать, прежде всего. С помощью интериоризации и концентрации вы должны войти в сознательный контакт с психическим сознанием. Психическое сознание всегда обладает влиянием на внешнее сознание, но это влияние почти всегда скрыто, оно не ощущается и не осознаётся, кроме как в редких исключительных случаях.

Для того, чтобы усилить контакт и помочь, в той степени, в которой вы можете это сделать, развитию сознательной психической личности, вы должны во время концентрации обратиться к нему, устремиться всем своим существом, хотеть узнать его и сознавать его, открыть себя навстречу его влиянию и следовать всем его знакам и указаниям со всей тщательностью и искренностью. Жить в постоянном стремлении, постоянно пытаться обрести покой внутри и оставаться невозмутимым постоянно, развивать в себе абсолютную искренность в любой деятельности – вот основные условия для роста психического сознания.19Мать


Ссылки:

  1. CWM 9:213-15
  2. SABCL 19:843-45
  3. CWM 3:150-51
  4. SABCL 18:610
  5. CWM 4:143-47
  6. CWM 10: 29-30
  7. CWM 9:268-70
  8. CWM 5:359-61
  9. CWM 4:149-51
  10. CWM 7:374-75
  11. CWM 17:78
  12. CWM 5:205-06
  13. SABCL 19:844-45
  14. CWM 3:124
  15. CWM 7:425
  16. SABCL 19:818-19
  17. CWM 5:215-18
  18. CWM 16:248
  19. CWM 16:223-24