Словарь Йоги

Я, Атман, Бытие: О Санскритском происхождении йогических терминов

Словарь Йоги

Пару месяцев назад, в течение некоторого времени, я читал словарь терминов Шри Ауробиндо издательства Ашрама Шри Ауробиндо. Предметом интереса стал этот вечно ускользающий зверь Self, с которым постоянно такие хлопоты. Я подумал, ведь мы ломаем голову над переводом с английского того, что не имеет и в самом английском ясности. Ведь по словарю мы видим Self — Atman, и я так чувствую… что только в санскрите мы можем найти некую лингвистическую ясность этому слову… что же до его адекватного перевода… последнее вызывает у меня серьезные сомнения в скором исходе… да.

Посылаю ниже выписки, которые я составил читая словарь, может они кого-то тоже наведут на плодотворные размышления о «Я», «я», «не-я» и т.п.

Сверившись с текстом вы можете обнаружить что «я» в санскрите это aham, и что существует ряд производных от этого слова таких как Ahambhava — эгоичное состояние (сознания) и Aham-budhi — (эго-идея, что опять же, не совсем отражает смысл при переводе на английский и русский). Но что намного интересней, что производных от Atman, Верховной реальности гораздо больше в словаре и ХА! большим сюрпризом для меня оказалось заезженное нами слово «самоотдача», которое на санскрите происходит не от отдачи эгоичного состояния, как подразумевает на русском это слово, а: Atmadana беря свое начало от Атмана. Теперь посмотрим как это отражается на нашей садхане и ее ориентации… никак, говорите? ну, может быть и никак… для меня это было подобно удару хрустальной вазой по голове…. да, стоит учить санскрит и переходить на оригиналы Упанишад и Вед, патамучта… все что можно делать с переводами, это гадание в ментальном тумане… такие вот языковые перипетии…


Выписки из Словаря:

Anatman — not-self
Anatmavan — not in possession of Self
Aham — I
Ahambhava — the state of being ‘I’
Aham-budhi — ego-idea
Ahan — day
Atmabodha — awareness of the Self
Atmadana self-giving
Atmajnana knowledge of Self
Atmamaya — self-maya
Atman — Self
Atmana atmanam vettha — thou knowest thyself by thyself
Atmanam avasadayet — thou shouldst not depress the self
Atmana niyama — controlling the self. Gita 18.51m
Atmanam sarvabhuteshu sarvabhutani catmani the self in all existing things and all existing things in the Self (is a, gita)
Atmanam srjami — I loose forth myself
Atmani atho mayi — in the Self and then in Me
Atmani sannyasa — having renounced them into the Self
Atmani vishva-darshanam the seeing of the universe within the Self
Atmaprasada — happy tranquility of the Self
Atmarati — the delight of the Self
Atmartham — for the sake of the Self
Atmashakti self-power
Atmasamarpana — self-surrender
Atmasamyama — self-disciplin, the power and habit to control whatever needs control in the movements of the nature
Atmasatkarana — assimilative appropriation, making a thing settle into oneself and turn into characteristic form of our sek-being
Atmaslagha, pride, self-confidence, knowledge of one’s own might; with purification it becomes the divine Self within rejoicing in the Shakti of God as it pours itself out through the human adhara
Armaupamyena sarvatra all everywhere in the image of self (gita 6.12)
Atmavan in posession of the self
Atma-vibhuti gods power of various self-becoming
Atmavisuddhaye — for self-purification

 

Язык публикации: ru

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий