Учение Шри Ауробиндо

Психическое Существо (Йога Шри Ауробиндо – I)

Учение Шри Ауробиндо

Психическое Существо

Йога Шри Ауробиндо – I

Обычно человек сознает только небольшую часть самого себя. Ему известны только ум, которым он мыслит и действует, жизненная энергия, движущая и поддерживающая его, и физическое тело, в котором заключены жизнь и разум. Но это только его малая часть, внешнее существо. Он обладает более обширным, внутренним существом, чьей проекцией в действительности и является внешнее.

За обычным умом, ограниченным в средствах  познания и формах активности, находится внутренний разум с более могущественными способностями и обширным полем действия. За жизненной сущностью, сдерживаемой рамками её воплощения здесь, находится внутренняя эссенция жизни, обладающая более обширным и свободным динамизмом. А в противовес физической структуре, настолько очевидно ограниченной, существует тонкое физическое тело с более обширными возможностями. Эти три, внутреннее ментальное, внутренняя жизнь или витальное и внутреннее физическое – маномая пурушапранамая пуруша и аннамая пуруша, о которых говорится в Упанишадах – составляют вместе внутреннее существо человека.

Подробнее

Учение Шри Ауробиндо

Божественная Мать – движущая сила йоги Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо

Божественная Мать

Высшая Реальность – Едина и Неописуема. Но когда она воспринимается в связи с проявленным, Она раскрывает себя как Бытие, Сущее, обладающее верховным Сознанием. Сознание изначально присутствует в нем, оно, по сути, является самой природой Бытия. И это не просто самоосознание; это Сознание, которое сознает как себя, так и всё сущее. Оно исполнено динамизма – это Сила Божественного Бытия. Из беспредельности Бытия, Брахмана, она проявляет мириады Имен и Форм, отмеряет конечные сущности из глубин Бесконечности, формирует Множество из Единства –  Майю. Эта сила есть Шакти, через которую Нераздельное Сознательное Бытие, Единый Пуруша, осуществляет многоуровневое целенаправленное Творение.[5] Она не только воплощает то, что содержится в Бытии Господа, Ишвары, но и продолжает направлять, вести и править тем, что воплотила в жизнь; Она – Ишвари.

Божественное Бытие и Сознание-Сила, Пуруша и Шакти – это не что-то отдельное и различное. Воистину, Сознание-Сила является самим Бытием, проявляющимся в качестве Сознания-Силы. Они являются двумя состояниями одной и той же Божественной Реальности в Ее проявлении. В их взаимодействии присутствует нечто общее, а именно, единство существования в Верховной Истине. Божественное Бытие является Господом, Тем, кто порождает и правит; Его Сознанием-Силой является Она, верховная Шакти, Исполнительница, которая содержит в Себе истину Его созидательного аспекта и осуществляет Его Намерение. Она проявляет; Он – проявляемое. Без Нее – Он остаётся не проявлен; без Него – не существует Её.

Это основополагающая истина, что правит всем Творением во всем разнообразии форм. Неразрывный союз Бытия и Силы, Пуруши и Шакти – это та ось, вокруг которой происходит всё Движение. Всё потенциально существует в Бытии и привносится и вливается в действительность Сознательной Силой, неотъемлемым Могуществом Бытия, Шакти. Именно так это семикратное Существование, которым является нынешнее Творение, было проявлено из Сущности Господа Его Божественной Шакти. Она содержит в себе Истины, которым предстоит проявиться, высвобождает их в Своем созидательном движении и без устали совершенствует их выражение согласно Воле и на основании Указа Верховного Господа; так она действует на каждом уровне Проявления, в каждом элементе Творения.

Подробнее

Учение Шри Ауробиндо

Философия Шри Ауробиндо – основные принципы и актуальность в современном мире

Учение Шри Ауробиндо

Философия Шри Ауробиндо

Каждый мыслящий человек в моменты прозрений задается такими вопросами: в чем заключается смысл этой жизни? И существует ли смысл вообще? Что это за мир и откуда он произошел? К чему он движется? И какова значимость того отрезка времени, в котором он живёт?

Над этими вопросами во все времена размышляли многие, и каждый давал свой ответ, часто противоречащий другим. Кто-то утверждал, что вселенная является творением Всемогущего Бога, который своей волей произвел на свет всех существ и правит ими держа в своих руках весы правосудия. Он награждает доброту счастьем, а злобу страданием. И все это будет продолжаться до тех пор, пока ему это не надоест.

Есть также и другие, кто заявляет, что Бога вовсе нет. Бог является лишь вымыслом антропоморфного воображения человека. Мир существует сам по себе. Всё является результатом действия и противодействия элементов и сил; каждая форма появляется на свет и исчезает механически, как результат определенного соединения и распада физических элементов. Сознание – это только производная физического организма. Нет ни прошлого, ни будущего; только настоящее реально и следует извлечь из него максимальную пользу.

Нет, этот мир тоже нереален, говорят третьи. Мир – это преходящее явление, где все ежесекундно подвержено вечной смене, человек представляет собой поток мысли и нагромождение впечатлений: вся цепь событий продолжается благодаря извечной тяге Желания. В тот момент, когда оно исчезнет, все движение прекратится. Нет никакой неизменной реальности; единственное, что действительно существует – это Ничто, Нуль, Шуньям.

Есть также и другая точка зрения, которая оказала глубокое влияние на мышление человека, согласно которой существует Верховная Реальность; но это Непостижимый Абсолют, «Один, без второго» – Брахман, что пребывает трансцендентно над всем творением. Только Он – реален; всё остальное – нереально. Вселенная представляет собой обширную тень, отбрасываемую Бытием Брахмана, или иллюзию, сотканную Его собственной силой Бытия, Майей. Таким образом, феномен мира, как и существа, населяющие его, всё это – тени мелькающие на иллюзорной сцене. Чем раньше каждый увидит эту истину или, скорее, отсутствие истины в своей жизни и удалится от неё к Единственной Запредельной Истине, тем лучше.

Существуют ряд модифицированных версий этого мировоззрения, допускающих частичную реальность мира и жизни, но все они признают лишь второстепенную роль мирского существования по сравнению с более Истинной Запредельностью. В большей или меньшей степени во всех этих теориях всегда присутствует нависшее над этой жизнью ощущение её непродолжительности и нереальности. Человек должен признать, что это деятельность низшего порядка, если вообще она признается реальной, и лучше всего обрести освобождение из этой подверженной распадку сумятицы и уйти на ту сторону или в Запредельность, являющуюся единственно Истинной и Неизменной.

Однако, для Шри Ауробиндо этот мир не иллюзия, ни беспочвенное преходящее явление. Все – реально; вы – реальны, я – реален, каждая частица того, что мы видим вокруг реальна, насколько может быть реальна Реальность. Ибо всё это представляет собой истинную формацию Брахмана, являющегося Единой Реальностью:

О Брахман, Ты – муж и жена, дочь и сын; старый и изможденный,
ты сгорбленный странствуешь с посохом;
ты – синяя птица и зеленая птица, ты – птица рубиново-окая.

Светасватара Упанишада, IV. 3, 4

Подробнее