Словарь Йоги

Вселенная; Материальная Вселенная (Мир); Вселенная и Индивидуальное

Словарь Йоги

ВСЕЛЕННАЯ

[Божественная] тотальность конечных и изменяющихся обстоятельств обусловленная равнозначной, неизменной и вечной Бесконечностью – это то, что мы зовём Вселенной. [12:98]

Вселенная – это само-созидательный процесс верховной РЕАЛЬНОСТИ, присутствие которой делает ДУХ СУБСТАНЦИЕЙ всех вещей, – всё является там силами духа, средствами и формами МАНИФЕСТАЦИИ. [19:755]

Подробнее

Словарь Йоги

Я, Атман, Бытие: О Санскритском происхождении йогических терминов

Словарь Йоги

Пару месяцев назад, в течение некоторого времени, я читал словарь терминов Шри Ауробиндо издательства Ашрама Шри Ауробиндо. Предметом интереса стал этот вечно ускользающий зверь Self, с которым постоянно такие хлопоты. Я подумал, ведь мы ломаем голову над переводом с английского того, что не имеет и в самом английском ясности. Ведь по словарю мы видим Self – Atman, и я так чувствую… что только в санскрите мы можем найти некую лингвистическую ясность этому слову… что же до его адекватного перевода… последнее вызывает у меня серьезные сомнения в скором исходе… да.

Посылаю ниже выписки, которые я составил читая словарь, может они кого-то тоже наведут на плодотворные размышления о “Я”, “я”, “не-я” и т.п. Подробнее

Словарь Йоги

Символ – йогическое значение и интерпретация

Словарь Йоги

Символ

Символ является формой одного плана сознания, которая представляет собой истину другого плана. Обычно все формы являются символами. Всё есть символ некой высшей реальности. Существуют различные виды символов: (1) Традиционные  символы, например, Ведическая корова является символом света. (2) Жизненные символы, которые происходят из нашей повседневной жизни, например, гора – это символ йогического пути, уровень над уровнем, вершина над вершиной. (3) Символы, которые обладают своим собственным значением и формой, например, akasa или эфир – это символ бесконечного, вездесущего Брахмана. (4) Ментальные символы, например, цифры и буквы алфавита.

Динамические символы: Одни из них могут нести влияние того, что они символизируют собой, другие – показывать то, что находится в своём развитии, но ещё не завершено, некий формативный опыт, который приходит в сознание, или предсказание события, которое может произойти в будущем. Среди них есть и такие, которые являются не просто символами, но представляют собой реальность, увиденную в духовном видении в символической форме.

Солнце обычно является динамическим символом. Основное значение в символе имеет то, что данный символ значит для вас.

Белый Голубь Покой.

Брильянт Интенсивность Света Матери.

Буйволы Безрассудные и тёмные витальные силы, тёмное неистовство в природе.

Бык Эмблема силы и мощи.

Вода Символ состояния сознания или плана. Когда вода появляется как такой символ, это должно быть обширное водяное пространство; река или пруд не могут символизировать план сознания.

Вращающийся диск Сила, воздействующая на природу.

Выпадение зубов Выпадение зубов означает исчезновение старых или устоявшихся ментальных привычек физического разума.

Глубокий Колодец Психическое сознание обычно видится глубоким колодцем или пропастью, в которую вы ныряете.

Гора Восхождение на высшие планы сознания. Символ воплощенного сознания, основа которого на земле, но восходящего к Божественному.

Горение Очищение физического обычно символизируется  горением.

Грабители Витальные существа, которые пришли, чтобы похитить хорошее состояние сознания либо украсть плоды садханы.

Дерево  Символ вселенной – Древо Жизни.Символ подсознательного витального.

Джунгли  Какая-то грубая часть витальной природы.

Дождь  Символ нисхождения Милости или высшего сознания, источника духовного богатства и изобилия.

Железнодорожное полотно Символ стремительного прогресса.

Журавль Посланник, который приносит счастье.

Звёзды Означают творение или созидание, или обещание создания. Звезда всегда обещание прихода Света; Звезда превращается в солнце, когда приходит Свет. Звёзды означают начало или обещание прихода Света.

Змея Символ энергии, особенно Кундалини Шакти, божественной силы, свернутой кольцом в нижнем центре, муладхаре. Кобра означает будущую реализацию. Раскрытие капюшона кобры означает  победоносную или успешную деятельность Энергии, которую символизирует змея.Также часто является символом враждебных сил витального плана.

Золото  Знание божественной Истины; может быть даже символом супраментальной Истины, в противном случае – символ истины высшего разума или интуитивной истины  супраментального Сознания-Истины.

Кабан, вепрь Раджасическая сила и страстность.

Капля, крошечная точка Символизирует Бесконечность в чрезмерно малом, индивидуальное, которое в то же время является Универсальным.

Квадрат Супраментальное Сознание.

Книга Какое-нибудь знание.

Козёл Часто символизирует похоть.

Колесо Знак действия Силы. Динамическое действие.

Корова Означает Свет или сознание. В Ведах Корова – это Божественный Свет. Её Молоко – это Знание и Сила, которые приходят вниз Божественного Сознания.

Корона Символ победы и завершения.

Красный алмаз Сознание Матери  в физическом.

Красный Цвет физического.

Крест Символ тройного существования, трансцендентного, универсального и индивидуального.

Лебедь Индийский символ индивидуальной души, центральное существо, божественная часть, обращенная к Божественному, которая приходит оттуда вниз и туда уходит. Лебедь – символ души на высшем плане. Лебедь – это освободившаяся душа.

Лев Витальная сила, смелость и власть.

Летучие мыши Силы ночи, или движения неведения, которые нашли убежище во тьме невежественной  природы.

Лотос Символ открытия центров Свету; означает открытое сознание.Лотос с двенадцатью лепестками: полное Истинное Сознание Божественной Матери.

Лошадь Сила, обычно, Сила Жизни, но также это может означать Силу Разума или Тапас, если она скачет.

Лук Символ силы, которая выпущена, чтобы достичь своей цели.

Луна Духовность, иногда духовная Ананда. Золотая луна означает форму духовности, полную света высшей Истины.

Лягушка Скромная полезность.

Музыкальный инструмент Гармония.

Мухи Что-то мелкое в низшем витальном.

Небо Символ ментального сознания (или психического) или любого другого сознания над разумом. Высшее сознание в каждом из этих планов обычно видится  небом или эфиром, но когда воспринимается через витальное, то становится морем. В йоге вы видите многие уровни сознания, которые видятся небом или морем. Небо, как эфир означает также бесконечность.

Ночь Символ Неведения, в котором живёт человек.

Океан (голубой) Часто символ духовного сознания в высшем Разуме, единого и неделимого.

Олень Стремительное продвижение на духовном пути.

Ом (золотой) поднимающийся к небесам означает космическое сознание в супраментальном, которое поднимается к трансцендентному Сознанию.

Осёл Символ инерции и сопротивления в теле.

Павлин Птица победы.

Пирамида Символ стремления.

Прямоугольник Символические Видения.

Птица Символ индивидуальной души. Обычно это символ силы души, но не самой души. Птицы часто указывают на силы разума или на силы души.

Путешествие Переход из одного состояния сознания в другое, движение в жизни или прогресс в садхане.

Радуга Знак покоя и освобождения.

Раковина Символ духовного зова. Раковина это призыв к реализации или провозглашение победы.

Рассвет Раскрытие или приход чего-то, что ещё пока не полностью реализовано.

Ребёнок Обычно означает психическое существо – новорожденный,  в том смысле, что оно наконец-то вышло на поверхность. Новорожденный ребёнок означает рождение души или психического существа во внешнюю природу. Ребёнок (в том случае, если он не означает психическое существо) обычно является символом чего-то нового, что родилось в какой-либо части сознания.

Река Движение сознания.

Рыба Динамичный витальный ум, создающий всевозможные формации.

Самолёт, корабль или поезд Всегда символизируют стремительный прогресс или продвижение вперёд.

Скорпионы Символы вредных энергий.

Слон Сила, иногда Сила озарённая Мудростью, иногда сила убирающая препятствия.

Собака Символ преданной любви, покорности и верности.

Солнце с двенадцатью лучами Совершенное Сознание-Истина Божественной Матери.

Солнце Внутренняя Истина. На разных планах у каждого солнца есть свой цвет. Например, Красное солнце – символ истинного, одухотворённого физического сознания.Солнце –  свет Истины, Луна только отражает свет Истины.Солнце – символ концентрированного света Истины, Истины свыше, и в конечном итоге супраментальной Истины. Солнце означает Истину, воспринимаемую так, как она есть, не зависимо от того, на каком она плане.

Стрела Символ силы, которая движется к своей цели.

Табак Ассоциируется с тамасом.

Тело Увидеть тело (по крайней мере, своё собственное) в его внутренних частях означает йогическую силу, развитую в процессе занятий Раджа или Хатха Йогой.

Тётя или мать Указывают на обычную физическую природу.

Тигр Если свирепый и недружелюбный, это может быть формой враждебных сил; в противном случае это просто сила витальной природы, которая может быть дружелюбной.

Треугольник Вершиной вверх он символизирует три низших плана, треугольник с вершиной вниз – это символ трёх высших планов: оба положения можно объединить в один символ.

Тучи Символы тьмы.

Уж Символ энергии. Всегда означает вид энергии – чаще плохой, но может также означать божественную энергию.

Уши Обычно место истинного знания, или вдохновенного выражения.

Фигуры животных На витальном плане – в физическом витальном, существа витального мира проявляют себя фигурами с головой или чертами животных. Человеческая фигура с головой собаки означает очень грубую и материальную сексуальную энергию.

Флейта Символ зова, обычно, духовного зова.

Фрукты Плоды садханы.

Цветы Расцвет в сознании, иногда указание на психическое сознание или  витальное, ментальное, физическое, которые находятся под влиянием психического. Обычно означает активность психического сознания. Красные цветы означают открытие сознания либо в физическом, либо в какой-либо части витального, в зависимости от оттенка красного цвета.

Чакра (крутящийся диск) Всегда знак энергии в действии, обычно творческой деятельности.

Словарь Йоги

Неведение (Авидья)

Словарь Йоги

Неведение (Авидья)

Авидья, сепаративное сознание и эгоистичный разум и жизнь, которые проистекают из него и всё, что свойственно сепаративному сознанию и эгоистическому разуму и жизни. Это Неведение является результатом движения, посредством которого вселенский Разум отделил себя от света Сверхразума (божественного Гнозиса) и утерял Истину.

Семикратное Неведение: Если мы рассмотрим это Неведение, в котором мы обычно живем в силу самого обстоятельства нашего отдельного существования в материальной, пространственной и временной вселенной, мы увидим, что в своем более смутном аспекте, с какой бы стороны мы не рассматривали его или не подходили к нему, оно сводится к факту многостороннего собственного неведения. Мы не ведаем об Абсолюте, являющемся истоком всего бытия и становления; мы принимаем частичные факты бытия, временные связи становления за всю истину существования – это является первым, изначальным неведением. Мы не ведаем о внепространственном, вневременном, недвижном и неизменном Бытии; мы принимаем постоянное движение и смену вселенского становления во Времени и Пространстве за всю истину существования – это является вторым, вселенским неведением. Мы не ведаем о нашем вселенском бытии, космическом существовании, космическом сознании, нашем бесконечном единстве со всем бытием и становлением; мы принимаем нашу ограниченную эгоистичную ментальность, витальность и материальность за нашу истинную сущность и воспринимаем всё остальное как не-себя – это является третьим, эгоистическим неведением. Мы не ведаем о нашем вечном становлении во Времени; мы принимаем эту маленькую жизнь на малом промежутке Времени, в крохотном участке Пространства за наше начало, середину и наш конец, – это является четвертым, темпоральным неведением. Даже внутри этого краткого временного становления мы не ведаем о нашем обширном и сложном существе, о том в нас, что сверхсознательно, подсознательно, внутрисознательно, околосознательно для нашего поверхностного становления; мы принимаем поверхностное становление с его ограниченной выборкой явно ментализированных опытов за всё наше существование – это является пятым, психологическим неведением. Мы не ведаем об истинном складе нашего становления; мы принимаем разум или жизнь или тело, или двух или же всех трех за наш истинный принцип или полный состав того, чем мы являемся, упуская из виду то, что составляет их и определяет своим скрытым присутствием, и чему предначертано верховно определять своим выходом на поверхность из их деятельности, – это является шестым, конституциональным неведением. В результате всего этого неведения, мы упускаем истинное знание, правление и наслаждение нашей жизнью в мире; мы несведущи в наших мыслях, воле, восприятии, действиях, даем ошибочный или несовершенный ответ на каждом шагу на вопросы мира, блуждаем в лабиринте ошибок и желаний, стремлений и неудач, боли и наслаждения, греха и спотыканий, следуем искривленным путем, слепо хватаемся за изменяющуюся цель, –  это является седьмым, прагматичным неведением.

Словарь Йоги

Чтение работ Шри Ауробиндо и Матери

Словарь Йоги

Милая Мать, как мы должны читать твои книги и книги Шри Ауробиндо так, чтобы они вошли в наше сознание вместо того, чтобы понимать их одним умом?

Чтение моих книг не составляет трудности, так как они написаны самым простым языком, почти разговорной речью. Чтобы извлечь из них пользу, достаточно лишь читать их внимательно и быть сосредоточенным, с внутренней готовностью и желанием принять учение и воплотить его в жизнь.

Читать работы Шри Ауробиндо труднее, поскольку выражение его мысли высоко интеллектуально, а язык является намного более литературным и философским. Уму требуется подготовка, для того, чтобы научиться правильно понимать смысл, и, как правило, это занимает время, если конечно вы не одарены врожденными интуитивными способностями.

В любом случае, я советую всегда читать понемногу, сохраняя ум спокойным, на сколько это возможно, без всякого усилия что-либо понять; но продолжая, по возможности, оставаться безмолвным, и позволить силе, которая содержится в прочитанном, проникнуть глубоко внутрь. Эта сила, полученная в покое и безмолвии, будет осуществлять свою светоносную работу, и, при необходимости, создаст в уме необходимые для понимания клетки. Таким образом, когда через несколько месяцев, вы перечитываете то же самое, вы видите что смысл стал гораздо яснее и ближе, и даже иногда совершенно знакомым.

Лучше всего читать регулярно, каждый день понемногу, и по-возможности, в одно и то же время; это способствует восприимчивости ума.

The Mother, On Education, Volume 12,
2
ноября 1959 года

*

В общем и целом, если вы действительно хотите получить пользу от этого чтения, равно как и от всех работ Шри Ауробиндо, то наилучший метод заключается в следующем: собрав воедино своё сознание, сфокусировать всё внимание на том, что вы читаете; необходимо установить по крайне мере минимальное спокойствие ума – лучше всего будет добиться полного безмолвия – и установить состояние неподвижности ума, так, что внимание становится подобно поверхности абсолютно спокойной воды. Тогда то, что вы прочли, проходит через эту поверхность и проникает глубоко внутрь, где оно воспринимается с минимальными искажениями; и позже – иногда спустя длительное время – оно вновь выходит на поверхность из глубин и проявляется в уме с полным осознанием, не как приобретенное извне знание, а как свет, который пребывает внутри.

Таким образом, достигается максимальная способность понимания, в то время как, если во время чтения ваш ум остается возбужденным и немедленно пытается понять прочитанное, вы теряете более чем три четверти силы, знания и истины, содержащихся в словах. И если вы сможете удержаться от вопросов до тех пор, пока этот процесс ассимиляции и внутреннего осознания не завершится, тогда вы обнаружите, что у вас осталось гораздо меньше вопросов, потому что вы лучше поймёте то, что прочитали.

Works of The Mother, Commentaries On Thoughts and Aphorisms,
19 сентября 1958 года


*

Douce Mère, comment est-ce qu’on doit lire tes livres, et les livres de Sri Aurobindo, pour qu’ils entrent dans notre conscience au lieu de les comprendre seulement par le mental ?

Lire mes livres n’est pas très difficile parce qu’ils sont écrits dans le langage le plus simple, presque le langage parlé. Pour en tirer profit, il suffit de les lire avec attention et concentration et une attitude de bonne volonté intérieure avec le désir de recevoir et de vivre ce qui est enseigné.

Lire ce que Sri Aurobindo écrit est plus difficile parce que l’expression est hautement intellectuelle et le langage est beaucoup plus littéraire et philosophique. Le cerveau a besoin d’une préparation pour pouvoir vraiment comprendre et généralement cette préparation prend du temps, à moins qu’on ne soit spécialement doué, avec une faculté intuitive innée.

En tout cas, je conseille toujours de lire peu à la fois, en gardant le mental aussi tranquille que l’on peut, sans faire des efforts pour comprendre, mais en gardant la tête aussi silencieuse que possible, et en laissant entrer profondément la force contenue dans ce que l’on lit. Cette force reçue dans le calme et le silence fera son oeuvre de lumière et créera, au besoin, dans le cerveau les cellules nécessaires à la compréhension. Ainsi, quand on relit la même chose quelques mois après on s’aperçoit que la pensée exprimée est devenue beaucoup plus claire et proche, et même parfois tout à fait familière.

Il est préférable de lire régulièrement, un peu tous les jours, et à heure fixe si possible; cela facilite la réceptivité cérébrale.

*

D’une façon générale et presque absolue, si l’on veut vraiment profiter de cette lecture, comme de celle de tous les écrits de Sri Aurobindo, la meilleure méthode est celle-ci : après avoir rassemblé sa conscience, fixé son attention sur ce qu’on lit, il faut établir un minimum de tranquillité mentale — si l’on peut obtenir le silence parfait, c’est la meilleure chose — et arriver à un état d’immobilité cérébrale tel que l’attention devient semblable à la surface d’une eau absolument paisible. Alors la chose lue traverse cette surface et pénètre profondément dans l’être où elle est reçue avec le minimum de déformation; et après, quelquefois longtemps après, cela resurgit des profondeurs et se manifeste dans le cerveau avec sa pleine puissance de compréhension, non comme une connaissance acquise du dehors, mais comme une lumière que l’on portait au-dedans de soi.

De cette façon, la faculté de comprendre est à son maximum, tandis que si, en lisant, votre mental reste agité et qu’il essaye de raisonner et de comprendre immédiatement ce qu’il lit, vous perdez plus des trois quarts de la force, de la connaissance et de la vérité contenues dans les mots. Et si vous pouvez ne poser des questions que lorsque ce processus d’absorption et de réveil intérieur est accompli, eh bien, vous vous apercevrez qu’il y a beaucoup moins de choses à demander, parce que vous aurez mieux compris ce que vous avez lu.

*

To read my books is not difficult because they are written in the simplest language, almost the spoken language. To draw profit from them, it is enough to read with attention and concentration and an attitude of inner goodwill with the desire to receive and to live what is taught.

To read what Sri Aurobindo writes is more difficult because the expression is highly intellectual and the language is much more literary and philosophic. The brain needs a preparation to be able truly to understand and generally a preparation takes time, unless one is specially gifted with an innate intuitive faculty.

In any case, I advise always to read a little at a time, keeping the mind as tranquil as one can, without making an effort to understand, but keeping the head as silent as possible, and letting the force contained in what one reads enter deep within. This force received in the calm and the silence will do its work of light and, if needed, will create in the brain the necessary cells for the understanding. Thus, when one re-reads the same thing some months later, one perceives that the thought expressed has become much more clear and close, and even sometimes altogether familiar.

It is preferable to read regularly, a little every day, and at a fixed hour if possible; this facilitates the brain-receptivity.

*

In a general and almost absolute way, if you truly wish to profit from these readings, as from all of Sri Aurobindo’s writings, the best method is this: having gathered your consciousness and focused your attention on what you are reading, you must establish a minimum of mental tranquility – the best thing would be to obtain perfect silence – and achieve a state of immobility of the mind, immobility of the brain, I might say, so that the attention becomes as still and immobile as a mirror, like the surface of absolutely still water. Then what one has read passes through the surface and penetrates deep into the being where it is received with a minimum of distortion. Afterwards – sometimes long afterwards – it wells up again from the depths and manifests in the brain with its full power of comprehension, not as knowledge acquired from outside, but as a light one carried within.

In this way the faculty of understanding is at its highest, whereas if, while you read, the mind remains agitated and tries to understand at once what it is reading, you lose more than three-quarters of the force, the knowledge and the truth contained in the words. And if you are able to refrain from asking questions until this process of absorption and inner awakening is completed, well, then you will find that you have far fewer questions to ask because you will have a better understanding of what you have read.

Словарь Йоги

Универсальное; Универсальные Силы; Универсализация

Словарь Йоги

Универсальное

УНИВЕРСАЛЬНОЕ см. Трансцендентное, Универсальное (Космическое), Индивидуальное «УНИВЕРСАЛЬНОЕ» И «КОСМИЧЕСКОЕ»

Нет никакого различия между терминами «универсальное» и «космическое» за исключением того, что «универсальное» можно использовать более свободно, чем «космическое». Универсальное может означать «принадлежащее Вселенной», космическое в более широком смысле. Но оно также может означать «общее для всех», например, «Это универсальная слабость» – но вы не можете сказать: «Это космическая слабость». [22:315-16]

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СИЛЫ

Универсальные силы означают все силы, хорошие и плохие, благосклонные и враждебные, силы света и тьмы, пребывающие в КОСМОСЕ. [23:1086]

УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ

Видеть всё в едином ДУХЕ и единый ДУХ во всём – осознавать единое бытие повсюду, непосредственно осознавать различные планы, их силы и их существ – это является универсализацией.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПРИРОДА

Существует универсальная ментальная, универсальная витальная и универсальная физическая Природа, и из набора их сил и движений состоят индивидуальный ум, витальное и физическое.

Словарь Йоги

Индивидуальность; Индивидуум; Истинная Индивидуальность

Словарь Йоги

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ИНДИВИДУУМ

Индивидуум – это ключевой элемент эволюционного движения. (Словарь, составленный М.П.Пандитом)

*

Что мы подразумеваем под индивидуальностью? То, что мы обычно называем этим словом, является естественным ЭГО, инструментом Природы, который поддерживает её деятельность в нашем разуме и теле. Это эго должно быть уничтожено, иначе полное освобождение будет невозможно; но истинная индивидуальность или душа – это не эго. Индивидуальная душа – это духовное бытие, которое иногда описывается, как вечная часть Божественного, но которая может быть также описана и как само Божественное, поддерживающее свою манифестацию, как МНОЖЕСТВО. Это – истинная духовная индивидуальность, которая проявляется во всей полноте своей истины, когда мы избавляемся от эго и нашего ложного сепаративного чувства индивидуальности, реализуем наше единство с трансцендентным и космическим Божественным и со всеми существами. [22:46-47]

ИСТИННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Освободившись от какого бы то ни было отождествления с разумом, жизнью и телом, [человек] может вернуться из своего ЭГО в сознание истинной Индивидуальности, ДЖИВАТМАНА, являющегося истинным владыкой разума, жизни и тела. [20:392]

*

Непрерывное существование души является настоящей Индивидуальностью, которая находится позади постоянных мутаций того, что мы зовём своей ЛИЧНОСТЬЮ. Это не ограниченное эго, но нечто, по сути своей бесконечное; это воистину сам Бесконечный, согласившийся на то, чтобы с одного плана своего бытия отражать себя в непрерывном опыте души. [20:360]

*

Духовная индивидуальность означает, что каждое индивидуальное бытие или дух является центром видения себя и видения всего; сфера, можно сказать, бесконечная сфера этого видения может быть одной и той же всех, но центр может отличаться, – не быть расположенным подобно пространственной точке в пространственном окружении, но быть психологическим центром связанным с другими посредством совместного сосуществования разнообразно сознательного Множества в универсальном бытии. [18:342]

*

Под индивидуальным мы обычно подразумеваем нечто, что отделяет себя от всего остального и обособляется, хотя в реальности ничего подобного не существует нигде в мироздании; это плод наших ментальных концепций полезный и необходимый для того, чтобы выразить частичную или практическую истину. Но вся трудность заключается в том, что разум оказывается во власти своих собственных слов и забывает о том, что частичная и практическая истина становится настоящей истиной лишь по отношению к другим, которые кажутся разуму противоречащими ей, и, что взятая сама по себе она неизменно содержит элемент лжи. Таким образом, когда мы говорим об индивидуальности, мы обычно подразумеваем индивидуализацию ментального, витального, физического существа отделенного от всех других существ, неспособного объединиться с ними в силу своей собственной индивидуальности. Если мы выходим за пределы этих трех понятий – РАЗУМА, ЖИЗНИ и ТЕЛА, и начинаем говорить о душе или индивидуальном бытии, мы по-прежнему подразумеваем индивидуализированное существо, отделенное от всех остальных, неспособное к единению и всеохватывающей взаимности, самое большее, способное на духовный контакт и душевную близость. Именно поэтому так необходимо настояние на том, что под истинной индивидуальностью мы не подразумеваем ничего подобного, но сознательную силу бытия Вечного, всегда существующую в единстве, всегда способную на взаимность. Именно это бытие, которое посредством само-познания наслаждается ОСВОБОЖДЕНИЕМ и БЕССМЕРТИЕМ. [18:373]