Природа и Эволюция Души

Три Стадии Самопознания и Тройная Трансформация

Природа и Эволюция Души

Три Стадии Самопознания и Тройная Трансформация

Земля должна преобразить себя и равной Небу стать,
Иль Небеса должны сойти в земной и бренный тлен.
Но для такого измененья в Духе
В сокрытой келье в сердце человека
Психея чудная должна сорвать покров
И, наконец, вступить в природы теcный дом,
Стать во главе природы продвиженья
И править мыслями её, желаньем, телом.

Шри Ауробиндо Савитри Книга VII, Песнь II

В духовном познании своей истинной природы, своего истинного «я», существует три стадии само-реализации, которые в то же самое время являются тремя составными частями фундаментального самопознания. Первая из них состоит в открытии души, не внешней души мысли, эмоций и желания, но тайной психической сущности, божественного элемента внутри нас. Когда душа становится во главе природы, и мы сознательно отождествляемся с ней, разум, жизнь и тело обретают своё истинное значение в качестве инструментов, мы осознаём ведущего внутри, который знает истину, добро, подлинное блаженство и красоту существования, держит под контролем своего истинного закона сердце и интеллект и ведёт нашу жизнь и наше существо к духовному совершенству. Даже пребывая внутри темной деятельности Неведения, у нас есть свидетель, что знает истину, живой свет, что озаряет всё, воля, которая отказывается быть в заблуждении и отделяет истину разума от его ошибок, а сокровенный отклик сердца от его витальных вибраций и ложных требований, истинный пыл и богатство жизни от витальных страстей и беспокойной лжи нашей витальной природы и её темных устремлений. Это первая стадия само-реализации – открыть путь душе, чтобы она стала во главе природы, и божественная психическая индивидуальность воцарилась на месте эго. Следующим шагом является осознать вечное «я» в нас, не рождённое и единое с «я» всего сущего. Эта само-реализация освобождает и универсализирует; даже в том случае, если наша деятельность всё ещё происходит в динамике Неведения, она более не связывает нас и не вводит в заблуждение, ибо наше внутреннее существо пребывает в свете само-познания. Третьей стадией является познание Божественного Существа, кто является одновременно нашим верховным трансцендентным «Я», Космическим Существом, основой нашей универсальности и Божественностью внутри нас, той самой, искрой и интегральной частью которой является наше психическое существо, истинная развивающаяся индивидуальность нашей природы, пламя, растущее в вечный Огонь, от которого оно было зажжено и которое является живым его свидетелем, пребывающим внутри нас и сознательным инструментом его света, силы, блаженства и красоты.

Шри Ауробиндо

Подробнее

Природа и Эволюция Души

Психическая Трансформация

Природа и Эволюция Души

Психическая Трансформация

 Хотя незримо Смерть ступает рядом,
Свидетель сумрачный рожденья тела,
Судья последний сует бренной жизни,
Её загадка в нас несёт двуликий смысл:
Смерть – этот путь, врата, неверный шаг –
Душа должна пройти, чтоб вновь родиться,
Триумф таится тайный в пораженье,
Она – тот кнут, что гонит нас к бессмертью.
Мир бессознанья, духа темный дом,
Ночь Вечная лишь сумрак тени Света.
Но не исток души и не конец;
Она – Мать тьмы, в утробе чьей мы спим,
Сокрытые от света в муках жизни.
Пришли мы в тьму из мирозданья Света,
Чтоб, жизнь прожив, опять вернуться в Свет.

Шри Ауробиндо, «Савитри», Книга X, Песнь 1

В психической трансформации мы различаем три основных элемента: (1) открытие оккультного внутреннего разума, внутреннего витального и внутреннего физического, так, что человек начинает осознавать всё, что лежит за пределами внешнего разума, жизни и тела – (2) открытие психического существа или души, с помощью которого оно выходит вперёд и руководит разумом, жизнью и телом, обращая всю природу к Божественному – (3) открытие всего низшего существа духовной истине – эту последнюю стадию можно назвать духовно-психическим изменением. Психическая трансформация может вывести человека за пределы индивидуального в космическое сознание. Даже открытие оккультного сознания устанавливает связь с космическим разумом, космическим витальным и космическим физическим. Психическое осуществляет контакт со всем существованием, реализует единство высшего «Я», универсальную любовь и ведёт к остальным реализациям, которые приводят к обретению космического сознания.

Но всё это является результатом открытия сознания духовным планам свыше и происходит посредством нисхождения духовного света и истины в разум, жизнь и тело и его отражения в них. Духовная трансформация как таковая начинается или становится возможной тогда, когда человек поднимается над разумом и живёт там, руководя всем сверху. Даже в ходе психической трансформации он может подниматься выше обычного сознания, благодаря своеобразному восхождению ментального, витального и физического существ с последующим их нисхождением назад, но он ещё не живёт там, на вершинах сознании, где находится план Надразума вместе с другими планами, расположенными над человеческим Разумом.

Супраментальная трансформация может наступить только тогда, когда преграда между низшей и высшей полусферами существования будет убрана, и вместо Надразума ведущей силой существования станет Сверхразум…(1)

* Подробнее

Природа и Эволюция Души

Появление Психического Сознания

Природа и Эволюция Души

Появление Психического Сознания

Человек – это ментальное существо и разум ведёт его жизнь и тело; но разум является тем руководителем, который, зачастую, ведом своими подчинёнными и следует навязанной ему их собственной воле. Разум, несмотря на свою власть, большую часть времени остаётся беспомощным перед бессознательным и подсознательным, которые затемняют его ясность и уносят его на волне инстинкта или импульса; несмотря на свою ясность, он позволяет витальным и эмоциональным импульсам  одурачивать себя и даёт своё одобрение неведению и заблуждению, неверной мысли и неверному действию, или он вынужден пассивно наблюдать за тем, как природа следует тому, что он знает, исполнено опасности, злонамеренности и неправедности. Даже тогда, когда он силен и преобладает, и видит ясно, Разум, хотя и приносит значительную ментализированную гармонию, не может интегрировать всё сознание и природу. Эта гармонизация контроля низшего сознания неэффективна, ибо, в то время, как одна часть природы доминирует и воплощает себя, другие части подавляются и им отказано в полном проявлении. Она может быть первым шагом на пути, но не окончательным решением; поэтому, у большинства людей не существует доминирующей позиции разума и той гармонии, которую приносит его власть, но присутствует только его ведущая роль, а, в остальном, существует шаткое равновесие личности, наполовину сформированной, наполовину формирующейся, а иногда, и отсутствие равновесия, связанное с отсутствием центрального руководства или в связи с нарушением обретенного в прошлом нестойкого  баланса. Всё это является временным, до тех пор, пока не приходит первая истинная гармонизация, которая наступает в результате контакта с вашим истинным центром. Ибо истинное центральное сознание – это душа, но это сознание скрыто позади, и у большинства людей является только тайным свидетелем или, скорее, конституциональным монархом, который позволяет своим министрам править страной и передаёт им бразды правления своей империей, молчаливо соглашаясь с их решениями, и только иногда высказывая своё мнение, которым они могут в любой момент пренебречь, чтобы поступить по-своему. Но это происходит только до того момента, когда душа-личность, в которой проявляет себя неизменная психическая сущность, не достигает определенной ступени развития; когда она становится достаточно сильной и её внутренняя божественная суть может проявить себя с её помощью, тогда душа выходит вперед и осуществляет контроль над природой. Именно тогда, когда истинный правитель выходит вперед и берет в свои руки бразды правления, происходит истинная гармонизация нашего сознания и нашей жизни.1Шри Ауробиндо

Подробнее

"Природа и Эволюция Души" – Шри Ауробиндо, Мать (электронная книга)

Природа и Эволюция Души – Шри Ауробиндо и Мать (электронная книга)

"Природа и Эволюция Души" – Шри Ауробиндо, Мать (электронная книга)

Природа и Эволюция Души

В книге «Природа и Эволюция Души» собраны письма и беседы Шри Ауробиндо и Матери, которые объясняют с необыкновенной ясностью и точностью непосредственного духовного опыта природу и земную судьбу бессмертной части человеческой природы, души, тайно присутствующей в сердце каждого из нас.

Подробнее

Природа и Эволюция Души

Рост и Развитие Психического Сознания

Природа и Эволюция Души

Рост и Развитие Психического Сознания

Душа, что следует в чреде миров,
Всегда одна, хотя и многих форм
Для бренного ума, что истины не знает.
Под именем иным, в иных краях,
Тисненьем Времени златит земные жизни,
Растущий символ тайного сознанья,
Что в жизни учится тому, что знает дух,
Пока не сможет истину познать и Бога.

Шри Ауробиндо, «Савитри»,
Книга
II, Песнь XIV

Эволюция и Психическое Сознание Души

«Эволюция Природы земли от Материи к Разуму и за его пределы является двойным процессом: с одной стороны – это внешний видимый процесс физической эволюции с рождением в своей основе, – ибо каждая развитая форма тела хранит в себе свою собственную, достигшую определенного развития, силу сознания, и непрерывность её существования поддерживается наследственностью; кроме этого, в то же время, происходит незримый процесс эволюции души с последовательной чередой рождений, механизмом которой является постепенное возрастание сложности формы и сознания от жизни к жизни. Первый процесс – это лишь космическая эволюция; ибо индивидуальность является преходящим инструментом, и всё человечество, более длительная и прочная коллективная формация, является следующим шагом в последовательном проявлении Обитателя космоса, универсального Духа: реинкарнация является необходимым условием для любого длительного существования и эволюции индивидуального сознания в земной жизни. Каждая степень космического проявления, каждый вид формы, который содержит в себе населяющий его Дух, с помощью реинкарнации становится средством последовательного проявления тайного сознания индивидуальной души или психической сущности; каждая жизнь становится шагом на пути к завоеванию Материи с помощью более стремительного развития сознания в ней, которое, в конечном итоге, превратит саму Материю в инструмент для всеобъемлющего проявления Духа.»

Шри Ауробиндо, «Жизнь Божественная»

Это сложно понять, милая Мать.

А!…

Если вы рассмотрите историю земной эволюции, вы увидите, что все формы жизни появились одна за другой, следуя общему плану, общей программе, всегда неся в себе некое улучшение, новое совершенство и более высокую степень сознания. Возьмите формы животной жизни – ибо в этом случае вам будет легче понять, они предшествовали появлению человека – каждое животное, которое появлялось, несло в себе улучшение, некое совершенство в своей общей природе – я не имею в виду всю совокупность деталей – но более высокую степень совершенства, чем те, которые им предшествовали, и вершиной этого восхождения стала человеческая форма, которая в настоящий момент, с точки зрения сознания, является наиболее благоприятной формой для проявления сознания; то есть, я имею в виду человеческую форму на высоте своих возможностей, она способна проявить сознание в большей степени, чем все предшествующие ей формы животной жизни.

Это один из путей эволюции Природы.

Шри Ауробиндо на прошлой неделе говорил нам, что природа следовала по восходящей прогрессии в своей эволюции для того, чтобы проявить Божественное Сознание, которое содержится во всех формах во все большей и большей степени. Так что, с каждой новой формой, которую она создает, Природа производит форму, способную выразить более совершенно тот Дух, который содержит эта форма. Но, если бы этим всё и ограничивалось, появляется форма, развивается, достигает высшей точки своего развития, после чего её сменяет следующая форма, в то время, как предшествующая форма не исчезает, то индивидуальность внутри данного вида не смогла бы развиваться и прогрессировать. Когда, например, индивидуальная обезьяна или человек, каждый из которых принадлежит к виду, который обладает своими собственными отличительными признаками, достигают высоты своих возможностей, то есть, когда индивидуальный человек становится лучшим представителем человечества, всё для него будет кончено; он не в состоянии будет развиваться дальше. Поэтому, с точки зрения земной эволюции, прогресс существует, ибо каждый последующий вид является более прогрессивным, чем предыдущий, но с точки зрения индивидуальности, прогресс невозможен: человек рождается, следует своему развитию, умирает и исчезает. Поэтому, для того, чтобы сделать прогресс индивидуальности возможным, нужно было найти другие средства. Так как внутри каждой индивидуальности существует психическое сознание или душа, жизнь которого не зависит от физической формы, и так как оно организовано вокруг божественного центра, оно бессмертно, вечно. В то время, как внешнее тело умирает, психическое существо остается невредимым, неся в себе каждый опыт, который оно приобретает в каждой жизни, и, таким образом, осуществляет прогресс от жизни к жизни, и это является прогрессом одной и той же индивидуальности. Даже тогда, когда определенный вид достиг предела своих возможностей и остается частью земной жизни или исчезает, но не делает никакого прогресса, индивидуальная душа, имея жизнь, не зависящую от материальной формы, может переходить от одной формы к другой и продолжать свой прогресс бесконечно. Именно поэтому, каждый индивидуум обладает потенциальной возможностью достичь любой реализации, независимо от формы, к которой он принадлежит в настоящий момент.1

– Мать

Подробнее

Природа и Эволюция Души

Контакт с Психическим Сознанием

Природа и Эволюция Души

Контакт с Психическим Сознанием

(Все цитаты в этой части взяты из работ Матери)

Обычно оно (психическое) скрыто?

Это  внешнее сознание не находится в контакте с ним, так как оно повернуто наружу вместо того, чтобы быть повернутым внутрь – ибо оно живёт среди внешних звуков и событий в том, что оно видит, делает и говорит, вместо того, чтобы смотреть внутрь, в глубину сознания и прислушиваться к внутренним вдохновениям.1

*

В тот момент, когда вы оказываетесь в психическом сознании, у вас появляется чувство (как будто вы смотрите в лицо смерти, не испытывая ни малейшего страха), спонтанно, без всяких усилий. Вы возноситесь над физической жизнью, и чувствуете себя бессмертным. Что касается меня, я считаю это лучшим средством (для того, чтобы избавиться от страха смерти)… Это глубокий опыт, и вы всегда можете пережить его вновь, как только вы восстановите контакт со своим психическим сознанием. Это поистине интересное явление, ибо оно происходит автоматически. В тот момент, когда вы входите в контакт со своим психическим сознанием, у вас появляется чувство бессмертия, знание, что вы всегда были и всегда будете, вечно. И потом, всё, что приходит и уходит – это случайности жизни, они не представляют собой особенной важности.2

*

Когда наше сознание входит в контакт с психическим, почему после этого психическое снова прячется от нас?

Это не психическое прячется от вас, это ваше сознание возвращается к своему обычному состоянию!..

Ему трудно оставаться в высшем своём состоянии. Оно соскальзывает вниз и возвращается назад. Но во второй раз открытие происходит гораздо легче. И каждый раз дорога становится всё более краткой до тех пор, пока однажды вы более не возвращаетесь назад.3

Подробнее

Природа и Эволюция Души

Деятельность и Влияние Психического Существа

Природа и Эволюция Души

Деятельность и Влияние Психического Существа

По мере того, как эволюция идёт вперёд, Природа начинает медленно проявлять наши оккультные части сознания; она заставляет нас всё более и более внимательно смотреть внутрь самих себя, или предлагает их более ясные формирования на поверхности. Душа в нас, или психический принцип, уже давно начала принимать тайную форму; она развивает душу-личность, индивидуальное психическое сознание, которое является его представителем. Это психическое сознание остаётся скрытым позади плотной завесы глубоко внутри нас в качестве истинного ментального, истинного витального и истинного или тонкого физического сознания: оно действует во внешней жизни с помощью влияний и откровений, которые оно проецирует на поверхность; эти проявления формируют ту часть поверхностного сознания, которая является собранием внутренних влияний, видимой формацией и внешней структурой, именно эту часть мы называем собой. В этой поверхностной формации неведения мы смутно сознаём нечто в себе, что мы зовём душой, и что отличается от разума, жизни и тела; мы чувствуем, что это не только ментальная идея или неясный инстинкт, но ощутимое влияние на нашу жизнь и индивидуальность, и деятельность. Особенное стремление ко всему, что истинно, хорошо, прекрасно и утонченно и отличается чистотой в нашей мысли, эмоциях, поведении и характере – так мы обычно  осознаём самое общее и характерное влияние психического сознания. О человеке, у которого отсутствует этот элемент, или он равнодушен к прекрасному и благородному, мы говорим, что у него нет души. Ибо именно это влияние мы с готовностью считаем своей более утонченной и божественной частью, которая является наиболее сильной в нас, чтобы стремиться к совершенствованию своей природы.

Но это психическое влияние или деятельность не поднимается на поверхность в первоначальной чистоте своего проявления и не остаётся легко узнаваемым для нас; если бы это было так, мы бы могли с ясностью различить в себе элемент души и сознательно следовать всему тому, что она говорит нам. Оккультная ментальная, витальная и физическая деятельность вмешивается, пытаясь использовать его и извлечь из него собственную выгоду, низводит до уровня своего сознания его божественность, искажает и принижает его проявление, смешивая его с нечистотой и ничтожностью разума, жизни и тела. После того, как оно достигает поверхности в таком искажённом и низведенном состоянии, оно воспринимается неясностью внешнего сознания, во всём неведении его природы, и, поэтому, испытывает дальнейшее искажение и смешивание с нечистотой внешнего сознания. Оно до такой степени теряет свою первоначальную природу, что его влияние вызывает ложное применение, ложную формацию, которая толкает сознание в неверном направлении, и результатом влияния того, что по природе своей безошибочно и является проявлением духа, становится ошибка; сознание формируется, представляя собой смесь психического влияния и ментальных идей и мнений, витальных желаний и нужд, привычных физических тенденций. И эта формация смешивает с искаженным психическим влиянием усилия внешнего сознания, исходящие из неведения, хотя и с желанием сделать хорошо, в его стремлении к высшим идеалам; ментальное воображение, зачастую темное даже в своих идеалах, иногда совершающее катастрофические ошибки, лихорадочное стремление эмоционального существа, пенящегося чувствами, сентиментализм, динамический энтузиазм витального, полные инерции реакции физического, возбуждение нервное и телесное – все эти влияния объединяются в единую формацию, которая, зачастую, ошибочно считается душой, и её темная, полная заблуждения деятельность принимается за движения души, за психическое сознание и его деятельность или реализацию внутреннего влияния. Психическая сущность, по природе своей, свободна от всех нечистых примесей, но то, что исходит от него, не защищено иммунитетом; поэтому вся эта путаница становится возможной.1

Шри Ауробиндо

Подробнее

Природа и Эволюция Души

Природа и Миссия Психического Сознания

Природа и Эволюция Души

Природа и Миссия Психического Сознания

Психическое сознание обладает двумя аспектами – одним из которых является собственно душа, содержащая в себе все свои потенциальные возможности, в то время как другой – это психическая индивидуальность, та, что сила души развивала от жизни к жизни или то, что предоставлено ею для деятельности в нашей настоящей жизни-формации. Психическое сознание проявляет себя с помощью своих инструментов, ментального, витального и физического сознания; оказывая на них своё влияние, когда для этого предоставляется возможность. Но ему редко удаётся оказать на них значительное влияние, и, только в том случае, если оно выходит полностью из своего укрытия и берёт в свои руки непосредственное управление природой, оно может получить и проявить все духовные реализации согласно своим собственным стремлениям и своим собственным путём.1

Шри Ауробиндо

*

Вначале, душа в Природе, психическая сущность, чьё постепенное проявление является первым шагом на пути к духовному преобразованию, полностью скрыто. Тем не менее, это именно та часть, благодаря которой мы существуем и сохраняем свою индивидуальность в Природе. Другие компоненты нашего существа не только изменчивы, но также и смертны; но психическая сущность в нас постоянна и бессмертна и фундаментально остаётся одной и той же всегда: она содержит все основные возможности нашего проявления, хотя и не ограничена ими; она также не ограничена своим проявлением и несовершенством форм своей манифестации, и не затронута несовершенством и нечистотой, недостатками и распадом внешнего сознания. Это вечно чистое пламя божественности в объектах и живых существах, и ничто, что приходит к нему и является частью нашего опыта, не может затронуть его чистоту или погасить его пламя. Духовная субстанция пребывает в чистоте, совершенная и исполнена света, поэтому она воспринимает непосредственно истину сознания и истину природы; она глубоко сознаёт истину и добро, и красоту, ибо истина, добро и красота сродни её собственной естественной природе, и являются формами того, что присуще её собственной субстанции. Также она знает обо всём, что противоречит этому, обо всём, что искажает их первоначальную природу, и сразу видит ложь и зло, уродство и всё недостойное; но она не подвержена их влиянию и не искажается противоположностями, которые с такой силой влияют на её внешние инструменты, разум, жизнь и тело. Ибо душа, бессмертное существо в нас, проявляет себя и использует разум, жизнь и тело в качестве своих инструментов, подвергаясь опыту земного существования, но является совсем иным сознанием, несравненно более великим, чем её проявления.

Подробнее