Записи

Шри Ауробиндо Мать

Смысл пребывания в Ашраме; эволюция и истинное существо

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Это так, Мать, мы знаем, что мы должны всё это делать. Но когда мы это делаем, тогда наше намерение меняется!

Нет, но…(тишина) Что вы об этом думаете, в общих чертах? Это в силу какого-то случая или везения – или просто потому, что ваши родители здесь – что вы по-случайности оказались здесь, или что? Я не знаю! (улыбается) Что вы могли бы быть здесь так же, как и в любом другом месте, или что?

Все вы достаточно взрослые, чтобы немного думать и размышлять. Вы никогда не задавались вопросом, «Почему я здесь?» Спрашивали ли вы себя об этом? Или это нечто, что… я думала, что вы должны принять это как нечто совершенно… что это было понятно, совершенно естественно! Поэтому, я никогда не говорила вам об этом. Итак, я хотела бы это знать. (Обращаясь к ребёнку) Думал ли ты об этом, а?

Милая Мать, я говорил тебе на днях!

Верно, но ты можешь повторить это. (Обращаясь к другому ребёнку) А ты? Думал ли ты об этом? Или ты принимаешь это просто так. «Потому что папа и мама здесь, поэтому и я здесь! (смех) (Обращаясь к другому) А ты?

Когда ты дала нам “Обращение к Детям Ашрама” – после этого я понял.

А, ты понял! Не раньше?

Я прежде об этом не думал.

Но сколько вам лет, здесь в среднем? Пятнадцать или шестнадцать? Семнадцать? Двадцать? Нет? Это не так? Красная группа, от пятнадцати до двадцати, не так ли? Есть ли здесь кто-то моложе?

Нет.

Но человек начинает думать в тринадцать лет! Человек начинает думать, задаваться вопросами, он даже задумывается: «Что такое жизнь и почему человек живёт?» И даже более того, когда он оказывается в месте, подобном этому, которое совсем не обычное место: «Почему я здесь, и какая от этого польза, и какова причина быть здесь?» А? – Вы не думаете? Вы не думаете? Я знаю двоих или троих из вас кто думает об этом, потому что они сказали мне об этом. Но (смеясь) остальные? Вы никогда не задавались этими вопросами, нет?… Никто не сказал ни слова! (смеётся)

(Обращаясь к ребёнку) Итак ты, ты никогда не думал об этом? Ты думал! (Никто не отвечает.) Ах! Они ничего не хотят говорить. Хорошо, тогда больше не будем говорить об этом! (смеётся)

Это всё? Этого достаточно?

Мать, интересно вот что: что в нас есть такое, что привело нас сюда?

А! Это интересно! Что вы здесь делаете? Что ж, каждому предстоит найти это. Нашел ли ты это? Нет, ещё нет? Вот, это другой очень интересный вопрос.

Если вы… (молчание) Если бы вы спросили себя об этом, вы были бы вынуждены искать ответ где-то, внутри; потому что ответ находится внутри вас. “Что есть в нас такого, что заставило нас оказаться здесь?” Ответ внутри. Снаружи ничего нет.

И если вы пойдете достаточно глубоко, вы найдете очень ясный ответ, (молчание) и интересный ответ. Если вы пойдете достаточно глубоко, в достаточно полное безмолвие, от всех внешних вещей, вы найдете внутри себя то пламя, о котором я часто говорю, и в этом пламени вы увидите вашу судьбу. Вы увидите стремление столетий, которое концентрировалось мало-по-малу, чтобы вести вас через бесчисленные рождения к великому дню реализации. Это приготовление совершалось тысячи лет и скоро достигнет своей кульминации.

И если бы вы пошли очень глубоко чтобы найти это, то все ваши неспособности, все ваши слабости, все что отрицает и не понимает в вас, все это – вы бы почувствовали что это не вы сами, а просто как платье, которое более или менее вам подходит, и которое вы одели по случаю. Но вы понимаете что, для того чтобы быть действительно способным получить всю пользу от предоставленной возможности, чтобы делать то, что вы хотите делать, то что вы стремились делать так долго, необходимо чтобы вы постепенно принесли свет, сознание, истину во все эти темные элементы внешнего одеяния, так чтобы вы могли понять интегрально почему вы здесь. И не только чтобы вы понимали это, но чтобы вы были способными сделать это. Столетия это подготавливалось в вас, не в этом… (Мать щипает кожу своего предплечья) это совсем недавнее, не так ли?… но в вашем истинном существе. И в течении столетий оно ожидало этой возможности.

И затем вы вступаете прямо в удивительное. Вы видите, до какой степени это необычно, что то, на что вы так долго надеялся, то, ради чего вы так молились, сделали так много усилий, внезапно наступил момент, когда они осуществляются!

Это момент, когда великие вещи делаются. Нельзя пропустить такую возможность.

(Длинная пауза)

На 15 августа я дам вам нечто, написанное Шри Ауробиндо, что именно на эту тему – оно называется «Час Бога».

Вы будете читать это внимательно, и вы поймете.

Вот и всё.

из беседы Матери 4.08.1954

Шри Ауробиндо Мать

Игра Божественного; искажения эго; божественная Работа

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Милая Мать, здесь Шри Ауробиндо пишет: «Вы будете знать, видеть и чувствовать, что являетесь личностью и силой, сформированной ею из неё самой, проявленной из неё для игры…» Какой игры?

Вселенную называют игрой Божественного!

Почему?

Почему? Это манера речи! Ты не находишь эту игру забавной? Есть много таких людей (смех), кто не находит эту игру забавной. Но всё же, это манера речи… Говорится определенным образом – не подразумевая, что это весело – говорится об «игре сил»; это движение, взаимодействие. Любая деятельность является игрой сил. Таким образом, можно воспринимать это в таком смысле. Это значит, что божественная Сила, божественное Сознание, облекло себя в форму, чтобы создать вселенную и всю игру сил во вселенной. Вот, что имеется в виду, и ничего более. Это не обязательно означает играть на Игровой площадке! Это может означать и множество других вещей!

Что означает «оставаться свободным от всей нечистоты искажений эго»?

Искажений эго?

(После молчания) Искажение – это всё то, что уходит прочь от божественной Истины и Чистоты. С того момента, когда вы начинаете жить в неведении и лжи, вы живете в искажении; в настоящий момент весь мир состоит из неведения и лжи. Поэтому это означает, что если вы остаетесь в обычном сознании, вы непременно находитесь в искажении эго.

Мать, здесь сказано: «Даже если идея отдельного работника сильна в вас, и вы чувствуете, что это вы совершаете действие, тем не менее, оно должно выполняться для неё.» Например, в наших занятиях спортом, должны ли мы думать, что это для Божественного?

Ну конечно…

Как?

Это не очень трудно. Вы можете делать это вначале как подготовку для того чтобы быть способным получать божественные силы, а затем, как служение, так, что вы можете помочь в построении всей организации Ашрама. Вы можете делать это не с какой-либо личной выгодой, но с целью сделать себя готовыми для выполнения божественной Работы. Мне кажется, что это даже необходимо, если вы хотите извлечь всю пользу из ситуации. Если вы придерживаетесь обычной точки зрения, что ж, вы всегда будете оказываться в условиях, которые совсем неудовлетворительны, и будете неспособны принять все силы, которые вы могли бы получить.

Мать, если, например, в прыжках в длину, кто-то пытается прыгнуть на всё большее и большее расстояние, как он может делать божественную Работу?

Что? Но, вы совершаете прыжки в длину не для удовольствия, а для того чтобы сделать ваше тело более совершенным в его функционировании, и следовательно, более подходящим инструментом для принятия божественных сил и их проявления.

Но всё, всё, что вы делаете здесь должно выполяться в этом духе, иначе вы даже не получаете никакой пользы от возможностей и обстоятельств которые вам предоставлены. Я объясняла вам на днях, не правда ли, что здесь присутствует Сознание, пронизывающее все вещи и пытающееся проявить себя во всех движениях. Но если вы, со своей стороны, говорите себе, что усилие, которое вы делаете, прогресс, который вы совершаете, вы делаете для того, чтобы стать более способным получать и проявлять это Сознание, то естественно работа будет делаться намного лучше и намного быстрее. По правде говоря, мне это кажется совершенно элементарным; я бы удивилась, если бы это было иначе! Потому что ваше присутствие в Ашраме организованное так, как оно организовано, было бы бессмысленным, если бы оно было не для этого. Какая польза была бы от него? Существует большое число университетов и школ в мире, которые очень хорошо организованы.

Но если вы находитесь здесь, на это есть особая причина. Это потому, что здесь существует возможность усвоения сознания и совершения прогресса, которых больше нет нигде. И если вы не подготовились, чтобы получить это, что ж, вы упускаете свой шанс.

Вот, я никогда не говорила об этом прежде, потому, что мне казалось это настолько очевидным, что не было никакой необходимости говорить об этом.

из беседы Матери 4.08.1954

Шри Ауробиндо Мать

Слуга и работник; самовлюбленность; динамическое отождествление; оправдание слабостей

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Милая Мать, какая разница между слугой и работником?

Я не думаю что между ними большая разница; это почти одно и то же. Возможно, отношение не совсем одинаковое, но в нем нет большой разницы. Кажется, что в «слуге» есть нечто большее: это радость служения. Работник – он имеет только радость работы. Но работа, выполняемая как служение, приносит ещё большую радость.

Что означает «самовлюбленность»

Я думаю, самовлюбленность является приятным словом для тщеславия. Самовлюбленность – означает, что кто-то любит себя больше чем всё остальное; и что он подразумевает под этим, понимаете, это именно те реакции тщеславия вызывающие обиду, когда вас не оценили по достоинству, не получили похвалы, которую считаете заслуженной, или ожидаемого вознаграждения, когда не получаете комплиментов за всё что вы делаете. Словом, все эти движения происходят от неудовлетворенности, потому что вы не получаете того, что надеялись получить, того, что как вы думали, достойны получить!

Милая Мать, что означает «динамическое отождествление»?

Это противоположность пассивного и инертного отождествления. Это отождествление полное энергии, воли, действия, энтузиазма; тогда как можно также отождествиться в некоем роде оцепенения.

В «Словах Далёкого Прошлого» ты написала, что мы оправдываем все наши слабости, когда нам не хватает уверенности в себе. В чём причина этого?

Гм! Так? Мы оправдываем все наши слабости? Это на самом деле не недостаток уверенности в себе; это недостаток уверенности в том, что божественная Милость может сделать для вас. Оправдывать свои слабости, это одна  из разновидностей лени и инерции.

Когда кто-то не хочет делать усилие, чтобы исправиться, то он говорит, «Ох, это невозможно, я не могу сделать этого, у меня нет силы, моя природа не позволяет, у меня нет необходимых качеств, я никогда не смогу этого сделать.» Всё это просто лень, это чтобы не делать необходимого усилия. Когда вас просят совершать прогресс: «Ох, это превыше моих способностей, я бедное создание, я ничего не могу поделать!» Вот и всё. Это почти дурная воля. Это крайняя лень, отказ совершить усилие. Вы принимаете все свои недостатки и неспособности для того чтобы не делать необходимого усилия по их преодолению. Вы говорите, «я такой, какой я есть, я не могу быть другим!» Это отказ позволить божественной Милости работать в вас. Это оправдание вашей дурной воли.

из беседы Матери 4.08.1954

Шри Ауробиндо Мать

Поддержка и опора в Божественном

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

“Вашей единственной целью в действии будет служить, принимать, исполнять, стать проявляющим инструментом Божественной Шакти в её работах”

Шри Ауробиндо, Мать, с.15

Когда вы действуете, вашей единственной целью является служение, то есть, вместо того чтобы действовать ради своего собственного блага, вы действуете с чувством служения, получения Божественной Силы, не извне (вы вовсе не должны думать, что так будет), но получая божественную Силу изнутри, открывая себя божественной Силе, которая будет использовать вас для своей деятельности, и исполнять то, что эта Сила хочет чтобы вы выполнили. В этом нет места для эгоизма. Дело не в том, чтобы отдавать одну вещь, а получать взамен другую, это совсем не то; это не вопрос получения извне.

Существуют дисциплины, которые делают правилом (мы не любим правила, поскольку они всегда произвольны и искусственны) что вы не должны принимать абсолютно ничего и не от кого кроме Божественного, или Гуру который является представителем Божественного. Некоторые люди не приняли бы даже фрукта ни от кого, потому что он не от Гуру. Это преувеличение – это зависит от обстоятельств, от условий, а также это очень зависит от отношения, с которым вы сами принимаете, это зависит от многих вещей, потребуется очень много времени, чтобы объяснить – но есть одна вещь, которую вы должны усвоить, никогда не полагаться, ни на кого и ни на что, кроме Божественного. Ибо если вы сделаете своей опорой кого-то, то эта опора сломается, вы можете быть уверены в этом. С той минуты как вы начали практиковать йогу (я всегда говорю о тех кто делает йогу, я не говорю об обычной жизни), для тех кто делает йогу, полагаться на кого-то ещё, это как пытаться трансформировать того человека в представителя Божественной Силы; вы можете быть уверенны, что нет ни одного на сто миллионов, кто мог бы вынести бремя: он тотчас же сломается. Поэтому никогда не надейтесь на поддержку, помощь, утешение ни от кого, кроме Божественного. Это – абсолютное правило; я никогда, ни разу, не встречала кого-то, кто пытался хвататься за что-то, чтобы найти в этом поддержку (кто практиковал йогу или был связан с йогой) и кто не оказался бы обманут – это ломается, это прекращается и человек теряет свою опору. Поэтому он говорит, “Жизнь трудна” – она не трудна, но вы должны знать, что вы делаете. Никогда не ищите поддержки где-то ещё, кроме Божественного. Никогда не ищите удовлетворения в чём-то, кроме Божественного. Никогда не ищите удовлетворения своих нужд в ком-либо, кроме Божественного – никогда, ни для чего вообще. Все ваши потребности могут быть удовлетворены только Божественным. Все ваши слабости, могут быть поддержаны и исцелены только Божественным. Он один способен дать вам то, что вам нужно всегда и во всём, и если вы пытаетесь найти какое-то удовлетворение или поддержку или помощь или радость или… Бог знает что, в ком-то другом, вы неизменно однажды шлепнетесь, прямо носом, и это всегда больно, и даже иногда это очень больно.

из беседы Матери 5.05.1951

Шри Ауробиндо Мать

“Мать” Глава 5. Божественные Труды

Работа Шри Ауробиндо Мать

Мать. Глава 5.

Божественные Труды

Если вы хотите быть истинным исполнителем божественных работ, вашей первой целью должно быть полное освобождение от всех желаний и самовлюбленного эго. Вся ваша жизнь должна быть подношением и жертвоприношением Всевышнему; вашей единственной целью в деятельности будет служить, принимать, исполнять, стать проявляющим инструментом Божественной Шакти в её работах. Вы должны расти в божественном сознании до тех пор, пока не будет никакой разницы между её волей и вашей, никакого иного побудительного мотива кроме её импульса в вас, никакого действия, которое не являлось бы её сознательным действием, совершающимся в вас и через вас.

До тех пор, пока вы не способны к такому полному динамическому отождествлению, вы должны считать себя душой и телом, созданными для службы ей, тем, кто делает всё только ради неё. Даже если идея отдельного работника сильна в вас, и вы чувствуете, что это вы совершаете действие, тем не менее, оно должно выполняться для неё. Любое настояние на эгоистическом выборе, любое стремление к личной наживе, любые требования эгоистического желания должны быть искоренены из вашей природы. Не должно быть никакого ожидания результатов и никакого стремления к награде; единственным плодом для вас будет являться удовольствие Божественной Матери и выполнение её работы, единственной вашей наградой — постоянное продвижение в божественном сознании, покое, силе и блаженстве. Радость служения и радость внутреннего роста посредством выполнения работ является достаточным вознаграждением бескорыстного работника.

Но, придет время, когда вы будете всё больше и больше чувствовать, что являетесь инструментом, а не исполнителем. Вначале, в силу вашей преданности, ваш контакт с Божественной Матерью станет настолько близким, что в любой момент вам достаточно будет только сконцентрироваться и передать всё в её руки, чтобы получить её непосредственное руководство, её прямой указ или импульс, точное указание того, что должно быть сделано, каким образом и каков должен быть результат. А в последствии вы осознаете, что божественная Шакти не только вдохновляет и направляет вас, но также инициирует и осуществляет вашу работу; все ваши движения исходят от неё, все ваши силы — от неё, разум, жизнь и тело являются сознательными и радостными инструментами её деятельности, средствами для её игры, формами для её проявления в физической вселенной. Не может быть более счастливого состояния, чем этот союз и зависимость; ибо этот шаг переносит вас обратно за грань из жизни в неведении, полной стрессов и страданий, в истину вашего духовного бытия, в её глубокий покой и интенсивную Ананду.

Пока происходит эта трансформация необходимо более, чем когда бы то ни было, оставаться свободным всей нечистоты искажений эго. Не позволяйте никаким требованиям и запросам закрасться внутрь и запятнать вашу чистоту или ваши самоподношение и самоотдачу. Не должно быть никакой привязанности ни к работе, ни к её результату, не должно выдвигаться никаких условий, никаких притязаний обладать Силой, которая должна владеть вами, никакой гордости инструмента, никакого тщеславия или высокомерия. Ничто в разуме или в витальном или физических частях не должно искажать для своих собственных нужд или захватывать для своего личного и индивидуального удовольствия величие тех сил, которые действуют через вас. Пусть ваша вера, ваша искренность, чистота вашего стремления будут абсолютными и пронизывающими все планы и уровни вашего существа; тогда все доставляющие беспокойство элементы и искажающие влияния постепенно уйдут из вашей  природы.

Последняя стадия этого совершенствования наступит тогда, когда вы полностью отождествитесь с Божественной Матерью и будете чувствовать себя уже не иным и обособленным существом, инструментом, слугой или работником, но поистине ребенком и вечной частицей её сознания и силы. Тогда она всегда пребудет в вас, а вы — в ней; вашим постоянным, основным и естественным переживанием будет то, что всё ваше мышление, видение и деятельность, само ваше дыхание или движения исходят от неё и принадлежат ей. Вы будете знать, видеть и чувствовать, что являетесь личностью и силой, сформированной ею из неё самой, проявленной из неё для игры, и, всё же, всегда в безопасности здесь, бытием от её бытия, сознанием от её сознания, силой от её силы, Анандой от её Ананды. Когда это состояние станет полным, и её супраментальные энергии будут беспрепятственно управлять вами, вы обретете совершенство в божественных работах; знание, воля, действие станут безошибочными, простыми, озаренными, спонтанными и безукоризненными, проистекающими из Всевышнего, божественным движением Вечного.


Чтение Матерью работы “Мать” Глава 5:


5

If you want to be a true doer of divine works, your first aim must be to be totally free from all desire and self-regarding ego.  All your life must be an offering and a sacrifice to the Supreme;  your only object in action shall be to serve, to receive, to fulfil, to become a manifesting instrument of the Divine Shakti in her works.  You must grow in the divine consciousness till there is no difference between your will and hers, no motive except her impulsion in you, no action that is not her conscious action in you and through you.

Until you are capable of this complete dynamic identification, you have to regard yourself as a soul and body created for her service, one who does all for her sake.  Even if the idea of the separate worker is strong in you and you feel that it is you who do the act, yet it must be done for her.  All stress of egoistic choice, all hankering after personal profit, all stipulation of self-regarding desire must be extirpated from the nature.  There must be no demand for fruit and no seeking for reward;  the only fruit for you is the pleasure of the Divine Mother and the fulfilment of her work, your only reward a constant progression in divine consciousness and calm and strength and bliss.  The joy of service and the joy of inner growth through works is the sufficient recompense of the selfless worker.

But a time will come when you will feel more and more that you are the instrument and not the worker.  For first by the force of your devotion your contact with the Divine Mother will become so intimate that at all times you will have only to concentrate and to put everything into her hands to have her present guidance, her direct command or impulse, the sure indication of the thing to be done and the way to do it and the result.  And afterwards you will realise that the divine Shakti not only inspires and guides, but initiates and carries out your works;  all your movements are originated by her, all your powers are hers, mind, life and body are conscious and joyful instruments of her action, means for her play, moulds for her manifestation in the physical universe.  There can be no more happy condition than this union and dependence; for this step carries you back beyond the border-line from the life of stress and suffering in the ignorance into the truth of your spiritual being, into its deep peace and its intense Ananda.

While this transformation is being done it is more than ever necessary to keep yourself free from all taint of the perversions of the ego.  Let no demand or insistence creep in to stain the purity or the self-giving and the sacrifice.  There must be no attachment to the work or the result, no laying down of conditions, no claim to possess the Power that should possess you, no pride of the instrument, no vanity or arrogance.  Nothing in the mind or in the vital or physical parts should be suffered to distort to its own use or seize for its own personal and separate satisfaction the greatness of the forces that are acting through you.  Let your faith, your sincerity, your purity of aspiration be absolute and pervasive of all the planes and layers of the being; then every disturbing element and distorting influence will progressively fall away from your nature.

The last stage of this perfection will come when you are completely identified with the Divine Mother and feel yourself to be no longer another and separate being, instrument, servant or worker but truly a child and eternal portion of her consciousness and force.  Always she will be in you and you in her; it will be your constant, simple and natural experience that your thought and seeing and action, your very breathing or moving come from her and are hers.  You will know and see and feel that you are a person and power formed by her out of herself, put out from her for the play and yet always safe in here, being of her being, consciousness of her consciousness, force of her force, Ananda of her Ananda.  When this condition is entire and her supramental energies can freely move you, then you will be perfect in divine works;  knowledge, will, action will become sure, simple, luminous, spontaneous, flawless, an outflow from the Supreme, a divine movement of the Eternal.